Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Позиция Совета бизнес-омбудсмена по законопроекту № 11416

02.08.2024 36 0 0

Прошло около двух недель с момента регистрации в Верховной Раде правительственного законопроекта, которым в том числе предлагается повысить налоги. Хотя бизнес-среда относится с пониманием необходимости усиления финансирования обороны Украины, после публикации текста законопроекта профильные эксперты (Американская торговая палата в Украине, Центр экономической стратегии, другие аналитические центры) высказались с его конструктивной критикой.

 Так, львиную долю поступлений предлагается получить из двух источников:

  • 1 % военного сбора от доходов юридических лиц на общей системе (по сути это налог с оборота в дополнение к существующему налогу на прибыль);
  • увеличенный с 1,5 % до 5 % военный сбор с доходов граждан.

Таким образом, законопроект создает условия для непропорционального давления на добросовестный бизнес и работников. При этом новый вид налога с оборота будет предусматривать усложнение и без того непростого администрирования налогов и сборов, создавая новые коррупционные риски.

Не углубляясь в дискуссию о путях и источниках наполнения бюджета, Совет бизнес-омбудсмена обращает внимание законотворцев на выводы, которые легли в основу двух последних расследований Совета по собственной инициативе. Совет призывает учесть следующие рекомендации в дальнейших законодательных изменениях:

  • анализ и прогнозирование. Перед принятием любых изменений (в собственном расследовании СМКОР речь шла о порядках регистрации НН/РК, но это правило можно считать универсальным) необходимо проводить обстоятельный анализ и прогнозирование влияния предложенных изменений, особенно возможных негативных последствий для бизнеса, опираясь на фактические данные. При этом важно проводить не только математические расчеты, но и моделирование потенциальной реакции как добросовестного, так и недобросовестного бизнеса, сложность администрирования и т. п.;
  • внедрение принципа «сначала консультирование», основной целью которого в собственном расследовании налоговых проверок является своевременная и постоянная коммуникация с налогоплательщиками. Как показала реакция бизнеса и экспертной среды, грубых просчетов можно было избежать, если бы сначала провели обсуждение с привлечением наших экспертов, которым доверяет как Министерство финансов, так и профильный комитет Верховной Рады.

Задекларированное в Национальной стратегии доходов восстановление доверия к фискальным органам должно достигаться открытостью и понятностью решений.

В этом ключе красноречив официальный ответ Министерства финансов Совету бизнес-омбудсмена о невозможности привлечения наших специалистов, как и любых других внешних экспертов, к работе по аудиту системы СМКОР (инициированной решением Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) только на основании отсутствия статуса центрального органа исполнительной власти в Совете.Консенсус будет разрешен открыто.

Рада бизнес-омбудсмена


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы