Повышение акциза на топливо обойдется аграриям в 14 млрд грн дополнительных расходов
Украинские аграрии обеспокоены повышением акциза на горючее и его влиянием на себестоимость аграрной продукции, – отмечают в Комитете по вопросам аграрной и земельной политики.
В частности, на рассмотрение Верховной Рады подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно имплементации положений актов права Европейского Союза по акцизному налогу (рег. № 11256-2), разработанный во исполнение приложения XXVIII к гл. 4 «Налогообложения» разд. V «Экономическое и отраслевое сотрудничество» Соглашения об ассоциации имплементации положений Директивы Совета № 2003/96/ЕС от 27.10.2003 о реструктуризации системы Сообщества по налогообложению энергопродуктов и электроэнергии.
Проектом закладывается поэтапное повышение акцизов на разные виды горючего до 01.01.2028. На конечном этапе акциз на бензин будет составлять 359 евро за 1 000 л, на дизельное топливо – 330 евро за 1 000 л, на сжиженный газ – 70 евро за 1 000 л.
В Комитет уже обратились профильные аграрные организации и ассоциации, отмечающие, что следствием повышения размера акцизных ставок на топливо к 2028 году приведет к дополнительным расходам для товаропроизводителей в размере более 13 млрд грн ежегодно. Поскольку в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции горючее занимает до 10 %, себестоимость производства и реализация уже продукции в этом году только за счет «топливного» фактора может возрасти на несколько процентов.
По расчетам экспертов в результате такого роста топливного акциза в течение 2025 года аграрии уплатят дополнительные 5,5 млрд грн, а начиная с 2028 года – дополнительные 14 млрд грн.
В условиях войны, постоянных террористических обстрелов со стороны врага, роста стоимости средств производства, уничтожения инфраструктуры, отключений электроэнергии повышение топливного акциза будет негативно влиять на производство аграрной продукции и обеспечение продовольственной безопасности страны и значительно ослабит конкурентоспособность украинских агропроизводителей.
Украина шаг за шагом идет на пути евроинтеграции и постепенно осуществляется процесс имплементации законодательства Европейского Союза. В то же время положениями Директивы № 2003/96/ЕС предусмотрена возможность установления специальных сниженных ставок акцизного налога для сельскохозяйственной техники, задействованной в обработке полей и для которой установлена минимальная ставка налога на уровне 21 евро за 1 000 литров дизтоплива. Именно эта ставка применяется сейчас, в частности, в Румынии, а в Польше фермерские хозяйства получают возмещение топливного акциза в полном объеме и фактически его не платят.
В Европейском Союзе аграрные бизнесы, не пользующиеся дорогами общего значения, платят только 50 % установленного акциза. В Украине аграрии уже платят гораздо больше, чем их европейские коллеги.
В странах Восточной Европы, таких как Литва, Латвия, Румыния, акциз составляет не более 60 евро на 1 000 литров, в то время как в Украине бизнес вынужден платить 139 евро на 1 000 литров.
Если к 2028 году акциз будет увеличен до 330 евро за 1 000 литров, то украинский бизнес будет платить в 5 раз больше, чем европейские предприятия.
Таким образом, предложенные нормы проекта ставят буквально на колени украинские аграрные предприятия и лишают возможности конкурировать на европейском и международном рынках сельскохозяйственной продукции. Особенно это повлияет на увеличение стоимости продукции для украинских потребителей.
Понятно, что деньги сейчас нужны для обороны, но украинские ассоциации и организации внесли предложения, чтобы после окончания войны ставка акциза не превышала 50 %. Это поможет бизнесу и товаропроизводителям лучше планировать свою деятельность.
Все предложения и поправки народных депутатов Украины – членов Комитета Верховной Рады Украины по аграрной и земельной политике – к указанному законопроекту не поддержаны.
Верховная Рада
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу