Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новый приказ о полномочиях ГСЧС усложнит работу бизнеса

14.03.2024 73 0 0

07 февраля 2024 года официально обнародован проект приказа МВД «Об утверждении Правил поддержки эксплуатационной пригодности (обслуживания) защиты домов, зданий, сооружений и их частей», разработанный ГСЧС.

Формальным поводом к разработке этого документа стали изменения в ст. 55 разд. 13 Кодекса гражданской защиты, внесенные Законом от 02.05.2023 № 3063-ІХ. В частности, во втором предложении п. 5 ст. 55 разд. 13 настоящего Кодекса отмечено: «Поддержание эксплуатационной пригодности (обслуживания) таких систем осуществляется согласно правилам, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты».

Вместе с тем, в п. 1.4 разд. V Правил пожарной безопасности в Украине (НАПБ А.01.001-2014) указано: «Поддержание эксплуатационной пригодности (техническое обслуживание) систем противопожарной защиты осуществляется в соответствии с требованиями технической документации предприятий-изготовителей и утвержденных регламентов работ по техническому обслуживанию». Как известно, этот документ разработан ГСЧС и утвержден приказом МВД от 30.12.2014 № 1417, зарегистрированным в Министерстве юстиции 05.03.2015 под № 252/26697.

Следовательно, Кодекс гражданской защиты не содержит прямого требования относительно необходимости разработки отдельного нормативно-правового акта, которым был бы регламентирован порядок поддержания эксплуатационной пригодности систем противопожарной защиты (далее – СПЗ), а сами эти правила уже регламентированы существующими документами, а именно НАПБ А.01.001-2014 , ДСТУ 9047:2020 «Системы противопожарной защиты. Руководство по поддержанию эксплуатационной пригодности», а также принятыми в Украине европейскими нормами систем конкретных видов (приложение 1).

Сам ДСТУ 9047:2020 регламентирует все процессы приемки, эксплуатации, поддержки и проверки эксплуатационной пригодности, модернизации, продления срока эксплуатации и вывода из эксплуатации СПЗ. Эти требования построены на основе принятых в Украине норм по таким системам и изложены представлением соответствующих ссылок и/или конкретизацией отдельных их положений. Его разработчиком является технический комитет стандартизации ТК 25 «Пожарная безопасность и противопожарная техника», секретариат которого находится в ИГУ НД ЦЗ ГСЧС Украины

В то же время проект Правил дублирует часть требований существующих норм и, к тому же, противоречит ДСТУ 9047:2020 и принятым европейским нормам как в части описания соответствующих процедур, так и в части перечня и форм актов, которые нужно составлять на разных этапах жизненного цикла СПЗ («Карточка СПЗ», «Акт подтверждения готовности к эксплуатации СПЗ», «План-конспект обучения работе с приборами пожарно-контрольными» и т. п.). Подробнее этот вопрос отражен в приложении 2. Учитывая обязательность стандартов относительно СПЗ через ссылку на них в государственных строительных нормах ДБН В.2.5-56:2014 «Системы противопожарной защиты», которые также разрабатывались с участием ГСЧС, принятие предлагаемого проекта Правил повлечет за собой правовую коллизию.

Следует заметить, что предлагаемый проект фактически ставит большинство негосударственных и государственных предприятий, организаций и учреждений Украины (объекты с классами ответственности СС2 и СС3) в зависимость от субъективных мнений и решений работников ГСЧС. Основные и принципиальные отличия проекта Правил от существующих норм заключаются в том, что он имеет целью предоставить ГСЧС несвойственные этой службе полномочия, являющиеся предметом нормативно-правового регулирования документов более высокого ранга (п. 2–4 гл. 3 главы ІІІ , абзац второй п. 1 гл. V проекта Правил), которые в настоящее время нормированы Кодексом гражданской защиты и Положением о ГСЧС, утвержденным постановлением КМУ от 16.12.2015 № 1052.

В то же время ДСТУ 9047:2020 предусматривает (что соответствует европейской практике) добровольное привлечение к верификации СПЗ экспертов независимого учреждения, аккредитованного согласно ДСТУ EN ISO/IEC 17020:2019 (EN ISO/IEC 17020:2012, IDT; ISO/IEC 17020:2012, IDT) «Оценка соответствия. Требования к работе разных типов органов по инспектированию» (третьей стороны). Иными словами, имеет место попытка подмены принятой в Украине европейской практики добровольной и беспристрастной оценки соответствия, выполняемого компетентными и сертифицированными специалистами, обязательными проверками, осуществляемыми работниками ГСЧС.

Из проекта Правил ясно, что даже квалификационные требования к таким работникам устанавливать не предусмотрено. Следовательно, в случае утверждения этого документа любой работник ГСЧС будет иметь право единолично влиять не только на принятие объектов строительства в эксплуатацию, но и на возможность их дальнейшего функционирования, что безусловно связано с высокими коррупционными рисками. Следовательно, в случае принятия этого проекта сама возможность добровольного привлечения к проверкам СПЗ квалифицированных лиц независимой третьей стороны, аккредитованной согласно ДСТУ EN ISO/IEC 17020, для получения объективной оценки их состояния будет нивелироваться в пользу принятия решения работниками ГСЧС, компетентность которых в этих процессах влечет за собой вопрос.

Учитывая это, считаем, что истинной целью попытки принятия этого нормативно-правового акта является попытка ГСЧС вернуть и даже приумножить утраченные полномочия в сфере контролирования, которые были отменены ранее из-за многочисленных коррупционных рисков на стадиях не только принятия в эксплуатацию объектов строительства, но и их эксплуатации.

Члены Украинского Совета Бизнеса призывают МВД не принимать приказ «Об утверждении правил поддержания эксплуатационной пригодности (обслуживания) систем противопожарной защиты домов, зданий, сооружений и их частей», как ухудшающий условия ведения бизнеса в Украине.

Украинский Совет Бизнеса

Комментарии к материалу

Лучшие материалы