Новые правила рекламы: принят закон
Читайте по теме:
Договор на оказание рекламных услуг
Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект Закона № 0953 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гармонизации законодательства в сфере сравнительной рекламы с правом Европейского Союза)».
В Законе «О рекламе» определено, что сравнительная реклама - реклама, содержащая сравнение с другими лицами и/или товарами (деятельностью) иного лица, прямо или опосредствовано идентифицирует конкурента или товары или услуги, предлагаемые конкурентом.
С момента вступления в силу данного Закона запрещается указывать информацию, содержащую определенные законодательством о защите прав потребителей признаки нечестной предпринимательской практики и/или введения потребителей в заблуждение или признаки недобросовестной конкуренции, определенные законодательством о защите от недобросовестной конкуренции.
Сравнительная реклама может содержать изображение, ссылку на товар, торговые марки или имные обозначения, под которыми выпускается товар, с которым осуществляется сравнение, коммерческое (фирменное) наименование конкурента, деятельность или товар которого сравниваются.
Использование сравнительной рекламы разрешено в случае, если:
1) реклама не содержит определенных законодательством о защите прав потребителей признаков нечестной предпринимательской практики;
2) реклама сравнивает однородные (подобные) товары, удовлетворяющие одни и те же потребности или имеющие одинаковое назначение, сравнивающие деятельность, которая охватывает одну сферу или один вид деятельности;
3) реклама объективно сравнивает одну или несколько существенных, сопоставимых и репрезентативных характеристик однородного (подобного) товара, деятельности, в том числе цену, информация о которых может повлиять на решение потребителя при осуществлении выбора;
4) реклама не дискредитирует, не содержит неправдивую информацию о качестве однородных (подобных) товаров других производителей или продавцов, не дискредитирует деятельность или положение других лиц, репутацию торговых марок, коммерческих (фирменных) наименований, иные особенности конкурентов или указания мест происхождения товара;
5) относительно товара с указанием (простым или квалифицированным) происхождения сравнения осуществляется относительно товара с аналогичным указанием;
6) реклама не создает смешивания между рекламодателем и конкурентом, между товарами, торговыми марками, коммерческим (фирменным) наименованием и другими обозначениями рекламодателя и конкурентов;
7) товар конкурента, защищенный торговой маркой или коммерческим наименованием, не изображен способом имитации.
Ответственность за неправомерное сравнение в рекламе и несоблюдение установленных законодательством требований относительно содержания сравнительной рекламы несет рекламодатель.
В Законе «О защите прав потребителей» указано, что считается предпринимательской практикой, вводящей в заблуждение.
Так, если она побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на осуществление правовой сделки, на которую в ином случае он не согласился бы, путем предоставления ему неправдивой или неполной информации или непредоставления информации о:
1) основных характеристиках продукции, таких как: наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или иное происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) гарантийный срок и гарантийное обслуживание продукции;
3) любых предостережений относительно прямой или опосредствованной поддержки производителем продавца или продукции;
4) способе продажи, цену или способ расчета цены, наличие скидок или других ценовых преимуществ;
5) условиях оплаты, доставки, выполнения договора купли-продажи;
6) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
7) месте расположения и полном названии продавца, а в случае потребности - месте расположения и полное название лица, от имени которого выступает продавец;
8) характере, атрибутах и правах продавца или его агента, в частности информации о его лице и активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, афилированности и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличиях и наградах;
9) опасности, угрожающей потребителю в связи с покупкой и/или использованием продукции;
10) правах потребителя, в том числе праве отказаться от продукции (для соответствующих видов товаров, работ и услуг), праве на замену продукции или возмещении убытков.
Предпринимательская практика является вводящей в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткий, непонятный или двусмысленный способ информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
Предпринимательская практика, которая существенно искажает или может существенно исказить экономическое поведение лишь четко определенной (отдельной) группы потребителей, особенно уязвимых к такой деятельности из-за их умственных или физических изъянов, возраста или доверчивости, в случае, если продавец имел объективную возможность предусмотреть их поведение и особенности, должна оцениваться с точки зрения среднестатистического представителя такой группы, а также с учетом предположения, что, принимая во внимание изложенные обстоятельства, возможность осуществить сознательный и компетентный выбор отсутствует и потребитель ошибается при совершении правовой сделки относительно обстоятельств, имеющих существенное значение. Указанные условия не касаются законной рекламной деятельности, в том числе создания заявлений или выражений, которые не могут быть восприняты буквально.
Кроме того, документ вносит изменения к Хозяйственный кодекс.
Определенно, что неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования считается:
- неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки;
- неправомерное использование товара другого производителя;
- копирование внешнего вида изделия другого производителя;
- сравнительная реклама, если в такой рекламе нарушены требования законодательства Украины о рекламе, о защите от недобросовестной конкуренции или такой рекламе можно квалифицировать как нечестную предпринимательскую практику.
rada.gov.ua
Комментарии к материалу