НАПК утвердило порядок мониторинга образа жизни субъектов декларирования
Национальное агентство по предотвращению коррупции приказом от 26.10.2023 № 236/23 утвердило Порядок осуществления мониторинга образа жизни субъектов декларирования (далее – Порядок).
Порядком установлено, что Мониторинг образа жизни субъектов декларирования осуществляется с целью установления соответствия их уровня жизни имеющимся у них и членам их семьи имуществу и полученным ими доходам согласно декларациям лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, с соблюдением законодательства о защите персональных данных и не должен предусматривать чрезмерного вмешательства в право на неприкосновенность личной и семейной жизни личности.
Агентство осуществляет выборочный мониторинг образа жизни субъектов декларирования на основании обнаруженной при анализе информации о несоответствии уровня жизни субъекта декларирования.
Мониторинг образа жизни субъектов декларирования осуществляется на основании информации:
- полученной от физических и юридических лиц;
- из медиа и других открытых источников информации, содержащей сведения о несоответствии уровня жизни субъектов декларирования.
Решение о начале осуществления мониторинга образа жизни субъекта декларирования принимается руководителем самостоятельного структурного подразделения аппарата НАПК на основании соответствующей докладной записки о наличии признаков несоответствия уровня жизни субъекта декларирования.
При осуществлении мониторинга образа жизни субъектов декларирования используются:
- сведения, полученные из информационно-коммуникационных и справочных систем, реестров, банков данных, в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, а также сведения из открытых баз данных, реестров иностранных государств, судебных решений, вступивших в законную силу, других источников, которые могут содержать информацию о образе жизни субъекта декларирования;
- документы и/или информация, предоставленные субъектом декларирования;
- документы и/или информация, в том числе с ограниченным доступом, поступающие (полученные) от государственных органов, органов местного самоуправления, нотариусов, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, специалистов, экспертов, граждан и их объектов. единений, а также от государственных и других компетентных органов власти иностранных государств;
- сведения из медиа, сети Интернет, других источников информации, относящиеся к конкретному субъекту декларирования и содержащие фактические данные, которые могут быть проверены;
- все имеющиеся в Национальном агентстве сведения, в том числе:
- полученные Национальным агентством при осуществлении предварительных проверок деклараций, поданных субъектом декларирования и/или членами его семьи, другими лицами;
- собраны при осуществлении контроля деклараций с помощью средств программного обеспечения информационно-коммуникационной системы проведения логического и арифметического контроля деклараций, мониторинга образа жизни субъекта декларирования;
- собраны в результате рассмотрения сообщений обличителей, других субъектов обращения;
- полученные при реализации полномочий по мониторингу и контролю за исполнением актов законодательства по вопросам этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, а также контроля за соблюдением указанными лицами ограничений по предотвращению коррупции;
- информация и/или документы, полученные от правоохранительных органов, в том числе из материалов уголовных производств, разрешение на использование которых и ссылки в документах Национального агентства на которые предоставлены следователем, детективом или прокурором в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса.
Информацию, содержащую банковскую тайну и необходимую для осуществления мониторинга образа жизни субъектов декларирования, агентство будет получать в порядке, определенном законодательством.
В случае установления несоответствия уровня жизни субъекта декларирования агентство уведомляет о таком факте субъекта декларирования и будет предоставлять ему возможность в течение десяти рабочих дней предоставить письменное объяснение по такому факту.
В течение пяти дней со дня завершения мониторинга образа жизни субъекта декларирования НАПК с помощью программных средств Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, или почтовой или электронной связи будет посылать уведомление такому субъекту декларирования о результаты осуществленного к нему мониторинга образа жизни.
В случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, агентство составит протокол о таком правонарушении в соответствии с КУпАП, который будет направляться в суд.
В случае установления доказательств того, что субъект декларирования приобрел необоснованные активы или что такие активы приобрело другое лицо по его поручению или в других предусмотренных ст. 290 Гражданского процессуального кодекса в случаях, НАПК будет поднимать перед Специализированной антикоррупционной прокуратурой или в определенных законом случаях – перед Офисом Генерального прокурора вопрос об обращении в суд с иском о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства.
Приказ вступит в силу со дня опубликования. Пока официально не опубликован.
НАПК
Комментарии к материалу