Лизинг получит второе дыхание
08.09.2017 133 0 0
Депутаты предложили устранить спорные правила работы лизинговых компаний, чтобы у них возникло меньше конфликтных ситуаций с потребителями, а мошенничество в этой сфере стало невозможным. Участники рынка одобряют подобный подход, но считают законопроект недостаточным, ведь в нем нет финансовых стимулов для развития рынка лизинговых услуг.
Обновление правил
Парламентский комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности одобрил к первому чтению законопроект № 6395 «О финансовом лизинге».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «в развитых странах через лизинг осуществляется почти треть инвестиций в основные средства, тогда как в Украине этот показатель в последние годы колеблется в пределах 3-4%, а в 2015 году упал даже ниже 3% .
При этом стоимость всех действующих договоров лизинга в Украине - менее 750 млн евро. Капитальные фонды в Украине изношены на 80-90%. Такая статистика побуждает нас работать над законопроектом.
Между тем в ЕС ситуация намного лучше. «В 2015 году в Великобритании было заключено лизинговых договоров на 77 млрд евро, во Франции - на 44 млрд грн, в Скандинавии и странах Балтии - на 30 млрд евро. По результатам опроса бизнеса в ЕС, лизинг занимает второе место среди механизмов финансирования.
По данным Нацкомфинуслуг, на 31 марта было зарегистрировано 205 лизинговых компаний - на 23,2% меньше, чем год назад. Стоимость действующих договоров лизинга составляет 22,49 млрд грн, всего их 15,2 тыс. В I квартале было заключено 1,5 тыс. новых договоров на 2 млрд грн.
Рынок лизинга работает по актам, принятым еще в 1997 году. «Прошу поддержать этот законопроект. С 1997 года менялся и Гражданский, и Хозяйственный кодексы, в результате чего возникают юридические коллизии в сфере финансового лизинга. Представленный законопроект не только устранит их, но и даст много новых преимуществ участникам лизингового рынка.
Недобровольном развитие
Участники рынка поддерживают законопроект. Для лизинговых компаний в нем убрали запрет на работу с целостными имущественными комплексами, урегулировали деятельность лизинговых посредников и легализовали статус сотрудников, работающих в автосалонах или в регионах. Кроме того, в законопроекте прописано обязательство регистрационных органов проверять имущество на предмет обременений перед совершением действий с ним, что позволит избежать мошенничества.
В документе прописано, что предметы лизинга нельзя включать в конкурсную массу при банкротстве. Это будто бы понятно, но часто эта норма нарушалась. Для физлиц лизинговые компании будут готовить «паспорт», в который будут вписываться все детали лизинговой предложения. Авторы пытаются таким образом помешать мошенникам, которые собирают авансы и не поставляют технику, обманывая доверчивых лизингополучателей. Но в реальности такая норма не остановит представителей псевдолизингу и одновременно серьезно осложнит работу законопослушных компаний.
Законопроект решит ряд спорных вопросов, которые сейчас показывают бизнес в суды. Получение аванса за будущую поставленную технику не «привлечением средств», как это трактует Верховный суд уже в нескольких решениях, абсолютно безосновательно требуя от лизингодателей получения лицензии на такой вид деятельности. Кроме того, отдельно указывается, что при возвращении предмета лизинга лизингодателю проведены платежи не возвращаются, а удерживаются в качестве платы за пользование предметом. Сейчас есть решение ВСУ, по которым лизингополучатель обязан вернуть технику, а лизингодатель - все платежи за все время действия договора, само по себе является абсурдом.
Но есть и минусы, главный из которых - отсутствие стимулов для бизнеса использовать лизинг. «Этот документ - отнюдь не прорыв. В нем нет системы стимулов и поощрений, которая работает почти во всех развитых экономиках, повышая активность лизингодателей и лизингополучателей в финансировании таких направлений, как экологический транспорт, возобновляемая энергетика, природоохранные технологии, IT.
Комментарии к материалу