Контроль за движением товаров – через регистрацию ТТН в едином реестре
В комитете ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики обсудили концепцию внедрения системы учета движения товаров, которая предусматривает несколько этапов.
Первый этап. С 2020 года внедрение электронной расходной/товарно-транспортной накладной (э-РТТН) – универсального первичного документа, удостоверяющего переход права собственности и перемещение товаров, взамен обычных расходных накладных, ТТН и т. п. Э-РТТН нужно регистрировать в соответствующем реестре.
Второй этап. Интеграция системы регистрации э-РТТН и СЭА НДС. А именно: регистрация налоговых накладных (далее – НН) по поставке должна происходить только при наличии зарегистрированной э-РТТН. НН на предоплату оформляется без указания номенклатуры (она указывается в случае осуществления поставки). Напомним, поставка сопровождается составлением НН по правилу первого события (по кассовому методу и т. п.), а товаросопроводительные документы выписываются по факту перемещения товаров. В случае поставки товара частями разрешается регистрировать одну НН на несколько э-РТТН.
Как сказано в концепции, ныне действующая система функционирует только как механизм контроля за уплатой налога плательщиками НДС и не касается операций других плательщиков, но имеет большой потенциал для создания комплексной системы контроля за цепочкой поставки товаров. Она обеспечивает все необходимые данные для контроля прохождения товаров, кроме поставки товаров неплательщикам НДС и неплательщиками НДС. Поэтому для начала предлагается заполнять графы «Получатель (покупатель)» и «Налоговый номер налогоплательщика или серия (при наличии) и номер паспорта» НН, а далее — обязать неплательщиков НДС также осуществлять регистрацию (по упрощенной схеме) информации о перемещении товарно-материальных ценностей по форме ТТН. В НН предлагается внести такие реквизиты, как номер э-РТТН, 10-значный код УКТВЭД – для товаров наивысшей категории риска, поля «предоплата» и «поставка».
Третий этап. С 2022 года (а в случае досрочной готовности – и ранее) внедрение Единой системы учета движения товаров (ЕСУДТ), которая предусматривает контроль физических объемов поставки товаров. То есть регистрацию э-РТТН только в пределах остатка товаров (возможно, отгрузить только то, что было легально закуплено или произведено). Лимит остатка товаров определяется по формуле. Такая система позволит отказаться от остановки регистрации НН.
Предусматривается, что товары от физических лиц вносятся в систему только после уплаты НДФЛ. Предлагается создание системы учета единиц измерения, унифицированных с момента появления товара на внутреннем рынке до его покупки конечным потребителем или переработки.
Одновременно решается проблема разрушения дорог – при перевозках автотранспортом планируется ограничить максимальный совокупный вес груза, который может быть указан в одной э-РТТН.
Четвертый этап. Расширение действия системы контроля на товары, для которых можно ввести единые универсальные единицы измерения, но которые не могут быть однозначно идентифицированы по полному коду УКТВЭД. Проект предлагается начать исключительно для рисковых категорий товаров.
Только после успешной апробации комплексной системы сфера ее применения может быть расширена.
Первый шаг в этом направлении уже сделан. В целях обеспечения последующего осуществления экономических реформ Президент Украины своим Указом от 08.11.19 г. № 837/2019 постановил принять ряд мер в различных сферах социально-экономического развития Украины. В частности, поручил КМУ до 31 декабря этого года разработать, внести на рассмотрение ВРУ законопроекты относительно:
- обеспечения выдачи разрешений на международные перевозки грузов и движение негабаритного транспортного средства исключительно в электронной форме через электронный кабинет перевозчика;
- внедрения в экспериментальном режиме электронной ТТН;
- наладки эффективного габаритно-весового контроля на автомобильных дорогах.
www.komfinbank.rada.gov.ua
Комментарии к материалу