Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как должны платить налог на прибыль представительства иностранных компаний?

14.04.2016

Еще с "докодексных" времен идут споры "некоммерческих" представительств иностранных компаний с налоговой по поводу включения в доход и, соответственно, уплаты налога на прибыль с сумм финансирования, полученных от головного офиса нерезидента. Таких споров набралось большое количество, и многие из них прошли по 3 судебные инстанции, включая кассацию. Для полноты картины не хватало мнения Верховного суда Украины. И вот в начале 2016 года ВСУ рассмотрел два схожих дела и 15 марта принял решение.

Суть конфликта иностранных представительств и Государственной фискальной службы в следующем: во время проверок "некоммерческого" представительства фискальные органы проводят лишь поверхностный анализ его деятельности (что прописано в положении, что в уставе головной компании, чем занимаются сотрудники). В итоге в акте проверки делается вывод о том, что на самом деле через такое представительство осуществляется "хозяйственная деятельность" нерезидента в Украине, соответственно такое представительство является "постоянным представительством" (плательщик налога на прибыль), а суммы финансирования от нерезидента должны включаться в его доход для целей налога на прибыль. На этом основании представительству доначисляются налог на прибыль и штрафы.

В судебной практике до 2016 года можно выделить два основных тактических подхода компаний при обжаловании таких доначислений.

Юридический подход, который основывается только на толковании налогового и гражданского законодательства и уходит от анализа фактических обстоятельств деятельности представительства. Основным аргументом выступает то, что при перечислении денег внутри одной компании (от главного офиса к обособленному подразделению) доход ни в юридическом, ни в бухгалтерском смысле возникать не мог. "От перекладывания денег из одного кармана в другой их больше не становится". Спор в таком случае касается определения "базы налога".

Субъективный/фактический подход более сложный и требует анализа фактов и документов, поскольку основывается на доказывании того, что представительство не занимается "хозяйственной деятельностью", а его деятельность носит только "подготовительный и вспомогательный" характер по отношению к деятельности головного офиса. Субъективность данного подхода в том, что компания, налоговая и суд могут приходить к совершенно противоположным выводам о том, является ли какая-либо операция или функция представительства освобожденной "подготовительной и вспомогательной" или, наоборот, облагаемой "хозяйственной деятельностью". По сути мы имеем споры о недействительности "наоборот", поскольку в этих спорах налоговая рьяно доказывает, что по сути любое действие подразделения компании является "хозяйственной деятельностью", звеном производственного или продажного цикла и т. п. Из этого описания видно, что спор в таком случае касается установления наличия "плательщика налога".

Два дела из ВАСУ

Как уже указывалось выше, только два схожих судебных спора были в 2016 году допущены к рассмотрению Верховным судом, и в этих спорах как раз использовались оба описанных выше подхода.

В первом деле суды всех трех инстанций, включая ВАСУ, посчитали достаточным юридический подход (3:0 в пользу налогоплательщика). Для решения дела суды предпочли не изучать вопросы хозяйственной/подготовительной/вспомогательной деятельности. Заявление о пересмотре в ВСУ было подано налоговой.

Второе дело дошло до ВСУ с тремя минусами для представительства, использовался только субъективный/фактический подход. Суды пришли к спорному выводу о том, что деятельность представительства очень похожа на деятельность материнской компании (для справки, главная компания занимается продажей товара, представительство — контролирует выполнение условий продажи), а значит представительство занимается хозяйственной деятельностью и должно платить налог. Заявление о пересмотре в ВСУ было подано компанией.

В обоих делах стороны ссылались на решения друг друга как на противоположную практику, где кассационный суд неодинаково применил нормы материального права.

Итоги рассмотрения обоих дел стали неутешительными для обоих представительств.

По первому делу все решения в пользу представительства были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение, во время которого судам необходимо будет изучить вопрос "деятельности представительства".

Результатом второго дела стал четвертый минус для представительства и потеря надежды на положительный исход дела в пределах украинской судебной системы.

Подробнее смотрите по ссылке: http://delo.ua/  

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Утверждены изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.05.2025 Определены критерии, при которых деятельность не будет считаться предоставлением финансовых услуг Обнародованы п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
06.06.2025
Документы, вступившие в силу со 2 по 8 июня 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Закон Украины от 15.04.2025 № 4345-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно имплементации норм законодательства Европейского Союза по вопросам электронных коммуни...
06.06.2025
Изменения в законодательстве со 2 по 6 июня 2025 года
Сборник изменений в законодательстве, произошедших на этой неделе Критические для нужд ВСУ предприятия смогут бронировать 100 % работников Кабмин принял изменения к Порядку бронирования военнообязанных, которые расширяют возможности сохранения кадрового потенциала для предприятий, обеспечивающих об...
06.06.2025
Усовершенствован механизм оборота побочных продуктов животного происхождения
Новый документ направлен на гармонизацию украинского законодательства с требованиями Европейского Союза. Больше по теме: Законодательство об управлении отходами: что нужно знать аграриям Как вести учет отходов на предприятии Кабмин принял постановление от 04.06.2025 № 640 «Некоторые вопросы ...
Лучшие материалы