Изменения в законодательстве, действующие с января 2020 года
Отчетность
С 1 января отменено представление налогоплательщиками Отчета о суммах налоговых льгот, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233. Теперь субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые не платят налоги и сборы в связи с получением налоговых льгот, ведут учет сумм таких льгот и отражают информацию о них в налоговой отчетности, которую подают в контролирующий орган в сроки, установленные Налоговым кодексом (далее – НК):
- код льготы по каждому виду налоговых льгот и ее наименование согласно Справочнику льгот, форма и порядок ведения которого утверждаются ГНС;
- сумма налога (сбора), не уплаченного в бюджет в связи с получением налоговой льготы (высвобожденные от налогообложения средства);
- срок пользования налоговой льготой в отчетном периоде: число, месяц, год начала и окончания пользования льготой. Если срок пользования льготой установлен до начала отчетного периода и продолжается после его окончания, такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода;
- сумма налоговой льготы, которая использована по целевому назначению, – объем льгот по платежам в соответствии со Справочником льгот в случае их целевого использования (постановление КМУ от 31.10.18 г. № 891).
С 1 января вступили в силу изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, утвержденную приказом Минфина от 20.10.15 г. № 897. Декларация дополнена новым приложением ПП «Информация о суммах налоговых льгот», а таблица «Наличие приложений» под основной частью декларации – графой для указания наличия приложения ПП. Об этих и других изменениях см. в обзоре.
С 1 января вступили в силу изменения в Порядок, утвержденный приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307 (далее – Порядок № 1307), внесенные приказом Минфина от 17.09.18 г. № 763. Согласно дополнению, внесенному в п. 14 данного Порядка, установлены новые требования к составлению налоговых накладных (далее – НН) по ежедневным итогам. Теперь они заполняются в обычном порядке (см. ИНК ГНС от 28.11.19 г. № 1639/5/99-00-07-03-02-16/ІПК).
С 1 января налогоплательщики будут подавать по новой форме декларацию об имущественном состоянии и доходах, утвержденную приказом Минфина от 02.10.15 г. № 859. По сравнению с предыдущей формой, в обновленной декларации:
строка 8 «категория плательщика» дополнена новым критерием «лицо, которое заявляет право на налоговую скидку», который применяется гражданами, декларирующими право на налоговую скидку; в разд. ІІ «доходы, которые включаются в общий налогооблагаемый доход» дополнительно выделен доход «начисленный (выплаченный, предоставленный) в форме вознаграждений и других выплат в соответствии с условиями гражданско-правового характера» и «доход, полученный от физического лица – арендатора, который не является налоговым агентом физического лица – арендодателя, от предоставления в аренду (субаренду, эмфитевзис) земельных участков, земельных долей (паев), выделенных или не выделенных в натуре (на местности), которые расположены по местонахождению, отличному от налогового адреса арендодателя».
Расчет суммы НДФЛ, на которую уменьшаются налоговые обязательства при использовании права на налоговую скидку, осуществляется в новом приложении Ф3 (приказ Минфина от 25.04.19 г. № 177).
С 1 января торговцы ценными бумагами (далее – ЦБ) обязаны составлять и подавать в НКЦБФР квартальные административные данные о своей профессиональной деятельности на фондовом рынке, которые состоят:
- из справки о составе активов торговца ЦБ по состоянию на последний день отчетного квартала (кроме банков);
- справки об обязательстве торговца ЦБ по состоянию на последний день отчетного квартала (кроме банков);
- справки о составляющих собственного капитала торговца ЦБ по состоянию на последний день отчетного квартала (кроме банков);
- справки о финансовых результатах и другом совокупном доходе торговца ЦБ, полученные в течение отчетного года (кроме банков).
Формы справок содержатся в новых приложениях 16–19 к Положению, утвержденному решением НКЦБФР от 25.09.12 г. № 1283.
Квартальные данные, которые содержат промежуточную финотчетность (кроме банков) и месячные административные данные за последний месяц отчетного квартала подаются в центральный аппарат НКЦБФР не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (решение НКЦБФР от 26.09.19 г. № 562).
С 1 января бесплатные программные РРО должны быть доступными для тестирования налогоплательщиками (Указ Президента Украины от 17.10.19 г. № 761/2019).
Налогообложение
С 1 января до 31 декабря 2021 года временно освобождаются от обложения НДС операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта семян сурепки или рапса (товарная позиция 1205 согласно УКТВЭД) (п. 63 разд. ХІХ НК).
С 1 января 2020 года до 1 января 2025-го продлен период обложения НДС по нулевой ставке операций предприятий с инвалидностью (Закон от 05.12.19 г. № 344-IX). Речь идет о поставке товаров и услуг, которые непосредственно изготовляются предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, которые основаны такими организациями и является их собственностью, где количество инвалидов, которые имеют там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50 % среднеучетного количества штатных работников, а фонд оплаты труда таких инвалидов в течение отчетного периода – не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, которые относятся к составу расходов производства (п. 8 подразд. 2 разд. XX НК).
С 1 января к решениям об установлении туристического сбора и/или о внесении изменений в такие решения, принятые сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной громады, применяются требования пп. 4.1.9, 12.3.3, 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НК и Закона от 11.09.03 г. № 1160-IV (п. 52 подразд. 10 разд. ХХ НК).
С 1 января по 31 декабря 2020 года размер ставки налога на доход от операций по выпуску и проведению лотерей, определенный пп. 14.1.271 НК, составляет 28 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НК).
С 1 января по 31 декабря 2020 года увеличены ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака по сравнению с 2019 годом. Минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога с табачных изделий составляет 1 213,61 грн за 1 000 штук: сигарет без фильтра, папирос и сигарет с фильтром (коды товара (продукции) согласно УКТВЭД 2402 20 90 10 и 2402 20 90 20 соответственно) (п. 17 подразд. 5 разд. ХХ НК).
С 1 января применяются нормы:
- п. 1281.1 НК – к распорядителю акцизного склада (далее – АС), на АС которого расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1 000 м3. Согласно этой норме штраф составляет 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с АС или за каждое место получения и отпуска спирта этилового, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового. Штраф за повторное нарушение в течение года возрастает до 50 000 грн (п. 18 подразд. 5 разд ХХ НК);
- п. 1281.3 НК, согласно которому в случае непредставления своевременно по вине распорядителя АС органу ГНС электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, налагается штраф в размере 1 000 грн за каждый неподанный электронный документ (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НК).
Добавим, что Верховной Радой принят Закон, которым пересмотрены сроки и порядок применения штрафных санкций за нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на АС. Согласно законопроекту от 25.10.19 г. № 2317 (далее – Проект № 2317), эти нормы п. 1281.1 и 1281.3 НК начинают применяться с 1 апреля 2020 года.
Также согласно Проекту № 2317 СХ, который до 1 июля 2019 года не подпал под определение плательщиков налога согласно п. 212.1 НК, а с 1 июля 2019 года зарегистрирован плательщиком налога, имеет право разово до 20 января 2020 года включительно подать заявку на пополнение объема остатка горючего в СЭАРГ СЭ без уплаты акцизного налога отдельно по каждому АС/АС передвижному и заявление о проведении документальной проверки контролирующим органом достоверности данных, указанных в такой заявке, если объемы горючего, приведенные в заявке, соответствуют одновременно условиям, определенным новым п. 29 подразд. 5 разд. ХХ НК.
С 1 января вступает в силу ст. 233 НК, в соответствии с которой для проверки полноты декларирования и уплаты акцизного налога налогоплательщиками с объемов ввезенного на таможенную территорию Украины, произведенного и реализованного на таможенной территории Украины горючего или спирта этилового осуществляется автоматическое сопоставление показателей объемов оборота и остатков горючего, показателей объемов оборота спирта этилового. Проектом № 2317 предусмотрен перенос даты вступления в силу этой нормы на 1 апреля 2020 года.
С 1 января применяются требования к оборудованию расходомерами-счетчиками отечественных предприятий, на которых перерабатываются нефть, газовый конденсат, природный газ и их смеси в целях исключения целевых компонентов (сырья), которое предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее), и требования к таким предприятиям относительно ежедневного формирования данных о суточном фактическом объеме реализованного горючего, а также ответственности для таких предприятий за нарушение этих требований (п. 27 подразд. 5 разд ХХ НК).
Промышленность. Строительство. Энергетика
С 1 января вступил в силу Технический регламент мобильного оборудования, которое работает под давлением, разработанный на основе Директивы № 2010/35/ЄС. Документом установлены обязанности производителей, уполномоченных представителей, импортеров, которые вводят в оборот только то оборудование, которое соответствует требованиям нормативных документов (постановление КМУ от 04.07.18 г. № 536).
С 1 января применяются прогнозные среднегодовые показатели опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины на 2020 год (без учета временно оккупированной территории АР Крым и г. Севастополя) (приказ Минрегиона от 02.12.19 г. № 287).
С 1 января применяются ставки платы за стандартное присоединение на 2020 год, установленные постановлением НКРЭКП от 22.11.19 г. № 2460. Все операторы систем распределения (далее – ОСР) должны обнародовать на собственных официальных веб-сайтах размеры этих ставок на 2020 год.
С 1 января применяются ставки платы за нестандартное присоединение мощности и ставки платы за линейную часть присоединения на 2020 год для всех ОСР (без НДС), утвержденные постановлением НКРЭКП от 22.11.19 г. № 2461. ОСР обязаны обнародовать на официальных вебсайтах:
- размеры ставок платы за нестандартное присоединение мощности и ставок платы за линейную часть присоединения на 2020 год;
- информацию о величине коэффициентов загрузки трансформаторных подстанций основной сети напряжением 35–110 (154) кВ ОСР (для каждой территориальной единицы ОСР), рассчитанных по Методике, утвержденной постановлением НКРЭКП от 18.12.18 г. № 1965, и использованных при расчете ставок платы за нестандартное присоединение мощности на 2020 год.
С 1 января установлен тариф на услуги поставщика «последней надежды» на I квартал 2020 года на уровне 402,68 грн/МВт•ч (без учета НДС) (постановление НКРЭКП от 13.12.19 г. № 2772).
На 2020 год определена плановая ставка взноса на регулирование в размере 0,06 % (постановление НКРЭКП от 22.04.19 г. № 596).
Транспорт. Связь
С 1 января вступили в силу изменения в законодательство в целях создания доступа к инфраструктуре зарядных станций для электромобилей. В частности, КУоАП дополнен новыми нормами:
- остановка или стоянка транспортных средств (далее – ТС) на местах, обозначенных соответствующими дорожными знаками и/или дорожной разметкой, на которых разрешена остановка или стоянка только ТС, оснащенных электродвигателями (далее – электромобиль), создание препятствий водителям электромобилей в остановке или стоянке караются штрафом в размере от 20 до 30 НМДГ (от 340 до 510 грн) (ст. 122);
- парковка ТС на местах, предназначенных для парковки электромобилей, также караются штрафом в размере от 20 до 30 НМДГ (ст. 1521).
До 9 марта 2020 года определенные данным Законом министерства совместно с ГСЧС должны разработать и внести изменения в ДСТУ 4278:2006 – для введения специальных номерных знаков с зеленым цветом шрифта для электромобилей, в ДСТУ 4100:2014 – для новых дорожных знаков «Для электромобилей», «Кроме электромобилей», «Станция зарядки электромобилей»; в ДБН – для определения обязательных параметров, детализированных требований обустройства машино- и/или паркомест для электромобилей (Закон от 11.07.19 г. № 2754-VIII).
С 1 января таможенное оформление в целях свободного оборота и первой госрегистрации в Украине ТС по кодам товарных позиций 8701 20, 8702, 8704, 8705 согласно УКТВЭД, как произведенных в Украине, так и ввезенных на таможенную территорию Украины (далее – произведенных, ввезенных), новых и бывших в употреблении, а новых ТС по коду товарной позиции 8703 согласно УКТВЭД, как произведенных, так и ввезенных, осуществляют при условии их соответствия экологическим нормам не ниже уровня «ЕВРО-6» (кроме ТС, которые произведены или ввезены до 31.12.19 г. включительно) (Закон от 06.07.05 г. № 2739-IV).
С 1 января утрачивает силу Временный порядок выполнения таможенных формальностей во время таможенного оформления ТС для их свободного оборота на таможенной территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.18 г. № 1077 (постановление КМУ от 02.10.19 г. № 862).
С 1 января организатор регулярных перевозок должен включать в условия перевозок использование на маршруте автобусов, приспособленных для перевозки лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, в количестве до 50 % (постановление КМУ от 07.02.18 г. № 181).
С 1 января к общедоступным телекоммуникационным услугам применяются предельные тарифы, утвержденные приказом НКРСИ от 26.11.19 г. № 564. Операторам предоставлено право снижать предельные тарифы, но не ниже уровня себестоимости соответствующей услуги.
С 1 января применяются новые предельные тарифы на универсальные услуги почтовой связи, утвержденные решением НКРСИ от 03.09.19 г. № 403, в которых учтена стоимость бланков, используемых при предоставлении указанных услуг. Операторы имеют право снижать предельные тарифы, но не ниже себестоимости соответствующей услуги.
Экология. Сельхозпродукция
С 1 января вступил в действие Закон от 28.02.19 г. № 2697-VIII, которым утверждены основные принципы (стратегия) государственной экологической политики Украины на период до 2030 года. Ожидается, что реализация Закона даст возможность, в частности:
- улучшить состояние окружающей природной среды до более безопасного для экосистем и населения уровня с учетом европейских требований к его качеству;
- ликвидировать зависимость экономического роста от увеличения использования природных ресурсов и энергии и повышения уровня загрязнения окружающей природной среды;
- уменьшить потери био- и ландшафтного многообразия и сформировать целостную и репрезентативную экосеть;
- усовершенствовать систему экологически неистощающего использования природных ресурсов;
- минимизировать загрязнение почв опасными загрязняющими веществами и отходами;
- обеспечить переход к системе интегрированного экологического управления в сфере охраны окружающей природной среды и развития природоохранной составляющей в отраслях экономики.
К основным принципам прилагаются показатели оценки реализации государственной экологической политики на базовый 2015 год, 2020, 2025 и 2030 годы.
С 1 января вступили в силу отдельные нормы приказа Минагрополитики от 12.03.19 г. № 118, которые касаются требований к безопасности и качеству молока и молочных продуктов. К операторам рынка молока и молочных продуктов (кроме тех, которые экспортируют или заявили компетентному органу о готовности к экспорту таких товаров) применяют допустимые уровни критериев количества микроорганизмов не более 500 тыс. КУО/мл и количества соматических клеток не более чем 500 тыс./мл; для сырого молока непосредственно перед переработкой – количества микроорганизмов не более 1 500 тыс. КУО/мл.
Акционерные общества
С 1 января вступили в силу отдельные нормы Закона от 20.09.19 г. № 132-IX (далее – Закон № 132), которыми внесены изменения в Закон от 17.09.08 г. № 514-VI (далее – Закон № 514), в частности:
- солидарную ответственность за ущерб, нанесенный акционерному обществу (далее – АО) сделкой, совершенной с нарушением ст. 71 Закона № 514, несут как лицо, которое нарушило требования Закона № 514, так и лицо, заинтересованное в совершении АО такой сделки;
- сделка с заинтересованностью, совершенная на условиях, которые по заключению независимого аудитора, субъекта оценочной деятельности и т. п. является для АО хуже обычных рыночных условий, может быть признана судом недействительной по иску акционера общества;
- убытки, нанесенные АО в результате совершения такой сделки, возмещаются солидарно лицом, заинтересованным в совершении обществом такой сделки, а также членами наблюдательного совета АО, которые проголосовали за дачу согласия на совершение этой сделки (в случае дачи ими такого согласия).
Кроме того, Законом № 132 установлено, что договоры об оплате паевого участия, заключенные до 1 января 2020 года, являются действительными и продолжают действовать до момента их полного выполнения. В течение 2020 года заказчики строительства на земельном участке в населенном пункте перечисляют в соответствующий местный бюджет средства для создания и развития инфраструктуры населенного пункта в размере и порядке, установленных п. 2 разд. ІІ данного Закона.
Государственная регистрация. Электронные доверительные услуги
С 1 января вступил в силу Закон от 20.09.19 г. № 123-IX, которым в целях согласования украинского законодательства с европейским внесены изменения в некоторые законодательные акты, которые совершенствуют правовую охрану географических указаний (наименование места, которое идентифицирует товар, который происходит из определенного географического места и имеет особое качество, репутацию или другие характеристики, обусловленные главным образом этим географическим местом происхождения, и хотя бы один из этапов производства которого осуществляется на определенной географической территории).
Так, согласно изменениям, внесенным в Закон от 16.06.99 г. № 752-XIV, право на госрегистрацию географического указания имеет объединение лиц (независимо от его организационно-правовой формы или состава), которые в указанном географическом месте производят товар и/или добывают, и/или перерабатывают сырье для товара, особое качество, репутация или другие характеристики которого обусловлены этим географическим местом.
Одно физическое или юридическое лицо имеет право на регистрацию географического указания, если:
- оно является единственным производителем, который в этом географическом месте производит товар и/или добывает, и/или перерабатывает сырье для товара и желает подать заявку на регистрацию географического указания;
- географическая территория, на которой осуществляется производство (добыча) и/или переработка, и/или приготовление товара, имеет характеристики, которые существенно отличаются от прилегающих территорий, или характеристики товара отличаются от товаров, произведенных на прилегающих территориях (ст. 9 Закона № 752).
Любое физическое или юридическое лицо, которое соответствует вышеназванным условиям, может подать в Минэкономики заявление о внесении в Госреестр Украины географических указаний сведений о лице, которое имеет право использовать зарегистрированное географическое указание.
Одновременно подается документ специально уполномоченного органа, который подтверждает, что это лицо производит товар в географическом месте, указанном в Реестре, а характеристики товара соответствуют спецификации товара или документу, предусмотренному ч. 6 ст. 10 Закона № 752. При подаче заявления уплачивается сбор.
С 1 января применяются требования к техническим средствам, процессам их создания, использования и функционирования в составе информационно-телекоммуникационных систем во время предоставления электронных доверительных услуг, утвержденные приказом Минюста от 18.11.19 г. № 3563/5/610 (далее – ЭДУ, Требования, Приказ № 3563). Квалифицированные предоставители ЭДУ, заказчики, разработчики и производители средств квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) или печати, организации, которые используют ЭДУ во время электронного взаимодействия физических и юридических лиц, требующее отправки, получения, использования и постоянного хранения при участии третьих лиц электронных данных, аналоги которых на бумажных носителях должны содержать собственноручную подпись, а также аутентификации в информационных системах, в которых обрабатываются такие электронные данные и владельцами информации в которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, госпредприятия должны применить Требования к техническим средствам, установленным Приказом № 3563, и личных ключей, генерация которых осуществлена до 1 января, до окончания срока действия соответствующих квалифицированных сертификатов открытых ключей, но не позднее 6 ноября 2020 года.
Субъекты правовых отношений в сфере ЭДУ, которые используют в своей деятельности квалифицированные сертификаты открытых ключей, применяют КЭП: в пределах страны в целях обеспечения электронного документооборота и электронной аутентификации лиц в соответствии с перечнем документов, определенным пп. 1 п. 3 Приказа № 3563, для трансграничного сотрудничества с любой целью (пп. 2 п. 3 данного приказа).
Антикоррупционное законодательство
С 1 января вступает в силу Закон от 17.10.19 г. № 198-IX, которым внесены изменения в законодательство относительно изобличителей коррупции, в частности:
1. Закон от 14.10.14 г. № 1700-VII (далее – Закон № 1700) дополнен ст. 531–539, нормы которых:
- обеспечивают условия для сообщения информации о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушениях (далее – коррупция);
- устанавливают порядок проверки по сообщению изобличителя; определяют права и гарантии защиты изобличителя и его близких лиц;
- гарантируют защиту трудовых прав изобличителя. Так, изобличителю, его близким лицам не может быть отказано в приеме на работу, они не могут быть уволены или принуждены к увольнению, привлечены к дисциплинарной ответственности или подвергнуты со стороны руководителя или работодателя другим негативным мерам воздействия (перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на вышестоящую должность, уменьшение зарплаты и т. п.) или угрозе таких мер воздействия в связи с сообщением о возможных фактах коррупции;
- обеспечивают право изобличителя на конфиденциальность и анонимность, на получение информации;
- устанавливают юридическую ответственность изобличителя и т. п.
2. КУоАП установлен штраф за незаконное разглашение или использование другим способом лицом в своих интересах или в интересах другого физического или юридического лица информации об изобличителе, его близких лицах или информации, которая может идентифицировать указанных лиц, которая стала ему (им) известна в связи с выполнением служебных или других полномочий, в размере от 1 000 до 2 500 НМДГ (от 17 000 до 42 500 грн) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на год.
3. Гражданский кодекс дополнен нормами, согласно которым:
- защита личных неимущественных прав юрлица в связи с заведомо недостоверным сообщением или непреднамеренным сообщением недостоверной информации относительно его должностного или служебного лица о возможных фактах коррупции и других нарушениях Закона № 1700 осуществляется в таком же объеме, что и личных неимущественных прав физических лиц (ст. 94);
- физическое лицо, личные неимущественные права которого нарушены в результате сообщения изобличителем информации о возможных фактах коррупции, имеет право на ответ (ст. 277).
4. Уголовный процессуальный кодекс дополнен ст. 1301, которой установлен порядок выплаты вознаграждения изобличителю за сообщение о коррупционном преступлении, активное содействие его раскрытию. Если денежный размер предмета преступления или нанесенные государству убытки от такого преступления в 5 000 и более раз превышают установленный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на время осуществления преступления, изобличителю выплачивается вознаграждение в сумме 10 % такого размера или убытка после вынесения обвинительного приговора суда, но не более 3 000 минимальных зарплат, установленных на время осуществления преступления.
Конкретный размер вознаграждения определяет суд.
Не имеет права на вознаграждение лицо, которое сообщило о коррупционном преступлении: в рамках соглашения в уголовном производсте или являющееся соучастником преступления, о котором оно сообщило как изобличитель, имея при этом возможность для официального сообщения о преступлении в рамках своих служебных полномочий.
С 1 января вступают в силу нормы Закона от 02.10.19 г. № 140-IX, которым внесены изменения в ст. 46 и 52 Закона № 1700. Так, изменениями в ст. 46 уточнен перечень сведений, которые приводятся в декларации, которую в рамках антикоррупционного законодательства подают субъекты декларирования (в частности, это лица, предоставляющие публичные услуги: аудиторы, нотариусы, частные исполнители, оценщики, а также эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи и т. п.).
В частности, в декларации приводятся сведения:
- о полученных доходах и расходах субъекта декларирования или членов его семьи, принадлежащей им криптовалюте; средствах, которые хранятся в банке;
- банковских и других финансовых учреждениях, в том числе за рубежом, в которых у субъекта декларирования или членов его семьи открыты счета или хранятся средства, другое имущество;
- финансовых обязательствах субъекта декларирования или членов его семьи, в том числе остатке займа (кредита) по состоянию на конец отчетного периода, обязательствах по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
Данные об объекте декларирования, который находился во владении или пользовании субъекта декларирования или членов его семьи, приводятся в декларации, если такой объект находился во владении или пользовании по состоянию на последний день отчетного периода или в течение не менее половины дней в течение отчетного периода.
Реклама
С 1 января реализуется сроком на два года экспериментальный проект относительно рекламирования на радио отдельных товаров (услуг) и лиц, которые их реализуют (предоставляют). Определен перечень информации, которую должен подать рекламодатель распространителю рекламы на радио. Например, в случае рекламы:
- объектов строительства в целях продажи жилых или нежилых помещений (в т. ч. с привлечением средств населения); услуг (банковских, страховых, инвестиционных и т. п.), связанных с привлечением средств населения, или лиц, которые их предоставляют, приводятся номер лицензии (разрешения), дата ее (его) выдачи и наименование органа, который выдал лицензию (разрешение);
- услуг народной медицины (целительства) и лиц, которые их предоставляют, – номер, дата выдачи разрешения и наименование органа, который его выдал (постановление КМУ от 11.12.19 г. № 1024).
Социальная защита. Медицина. Страхование
С 1 января Законом о Госбюджете на 2020 год установлены размеры прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособных лиц: с 1 января – 2 102 грн, с 1 июля – 2 197 грн, с 1 декабря – 2 270 грн. Месячный размер минимальной заработной платы (далее – МЗП) составляет 4 723 грн, почасовой – 28,31 грн (Закон от 14.11.19 г. № 294-IХ).
Соответственно изменяются данные, необходимые для проведения расчетов в 2020 году (см. обзор).
С 1 января вступает в силу Закон от 17.01.19 г. № 2671-VII, которым определены основные организационные и правовые принципы предоставления социальных услуг. Предоставителями таких услуг могут быть юридические и физические лица, физические лица – предприниматели, включенные в раздел «Предоставители социальных услуг» Реестра предоставителей и получателей социальных услуг. Предоставители услуг могут относиться к государственному, коммунальному или негосударственному секторам.
К негосударственному сектору относятся предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, благотворительные, религиозные организации, физлица-предприниматели и физические лица, которые предоставляют социальные услуги по уходу без осуществления предпринимательской деятельности. К работникам – предоставителям социальных услуг государственного/комунального и негосударственного секторов относятся специалисты и профессионалы (социальные работники, специалисты по социальной работе, социальные менеджеры и др.) и социальные рабочие.
С 1 января реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий осуществляется в соответствии с Законом от 19.10.17 г. № 2168-VIII для всех видов медицинской помощи. С 1 января вводится реимбурсация стоимости лекарственных средств, предусмотренных программой медицинских гарантий.
С 1 января страховщики, которые осуществляют виды страхования иные, нежели страхование жизни, будут внедрять методы расчета технических резервов не менее чем на календарный год, а изменения в выбранные методы и формулы расчета в течение календарного года не будут вноситься (распоряжение Нацкомфинуслуг от 18.09.18 г. № 1638).
С 1 января ПФУ должен ввести предоставление электронных услуг через мобильное приложение доступа к персональной странице пользователя услуг (постановление правления ПФУ от 08.08.19 г. № 11-3).
С 1 января установлены тарифы на оплату услуг, связанных с выплатой и доставкой пенсий и денежных пособий населению в наличной форме: в городе – 1,15 % суммы соответствующей выплаты (далее – сумма); в селе, поселке городского типа – 2,3 % суммы (постановление КМУ от 04.12.19 г. № 987).
***
Со 2 января применяется Технический регламент относительно требований к экодизайну для бытовых барабанных сушильных машин, утвержденный постановлением КМУ от 19.06.19 г. № 534.
С 6 января применяется форма таможенной декларации М-16, утвержденная постановлением КМУ от 21.05.12 г. № 450, в редакции постановления КМУ от 27.11.19 г. № 979 (далее – Постановление № 979). Электронная таможенная декларация М-16 считается оформленной в случае внесения в нее должностным лицом таможенного органа, которое завершило таможенное оформление, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении оформления и наложении на такую декларацию КЭП указанного должностного лица. С 6 января применяется также перечень товаров, ввоз которых на таможенную территорию Украины и/или перемещение по территории Украины проходным и внутренним транзитом осуществляется при условии обязательного предоставления таможенным органам обеспечения уплаты таможенных платежей, утвержденный постановлением КМУ от 21.05.12 г. № 461, в редакции Постановления № 979.
С 13 января в расчетных документах на перевод средств будут исключены реквизиты «Код банка плательщика» и «Код банка получателя», поскольку международный номер банковского счета IBAN уже содержит эту информацию. Из реквизитов банков плательщика и получателя нужно будет указывать только их наименование (можно сокращенно при условии, что информации будет достаточно для однозначной идентификации банка (филиала)).
Банки самостоятельно внутренними правилами регулируют организационные вопросы осуществления расчетов с использованием чековой книжки (чека). До 31 декабря 2020 года банки имеют право принимать к исполнению расчетные чеки, в бланках которых указан реквизит «Код банка» по формам, приведенным в Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. № 22 (без учета изменений, утвержденных постановлением Правления НБУ от 06.11.19 г. № 127).
До 15 января небанковские учреждения, которые подали документы о выдаче лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов и относительно которых до 15 ноября 2019 года Нацбанк не принял решение о выдаче/отказе в выдаче лицензии, должны подать в НБУ информационную справку согласно приложению 4 к Положению, утвержденному постановлением Правления НБУ от 17.08.17 г. № 80 (постановление Правления НБУ от 06.11.19 г. № 128).
С 16 января вступает в силу Технический регламент энергетической маркировки водонагревателей, баков-аккумуляторов и комплектов из водонагревателя и солнечного оборудования. Установлено, что указанные товары, которые введены в оборот до 16 января и не соответствуют всем или отдельным требованиям данного Техрегламента, могут быть предоставлены на рынке до 16 июля 2020 года (т. е. в течение шести месяцев со дня вступления в силу приказа Минрегиона от 19.04.19 г. № 100).
С 19 января вводится в действие Закон от 20.09.19 г. № 122-IX (далее – Закон № 122), направленный на защиту прав потребителей финуслуг. Внесены изменения в законодательство, в частности:
в КУоАП. Вводится ответственность в виде штрафа, который налагается на должностных лиц, физлиц-предпринимателей в размере от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1 700 грн), за непредоставление, несвоевременное предоставление потребителю финуслуг информации об условиях предоставления услуги и другой информации, которая должна предоставляться согласно законодательству, а также предоставление информации о финуслуге, участнике рынка финуслуг с неточными или недостоверными сведениями. Размер штрафа удваивается в случае повторного нарушения в течение года (ч. 5 и 6 ст. 1561);
в Закон от 12.07.01 г. № 2664-III, который, в частности, дополнен:
- терминами: потребитель финансовых услуг (физическое лицо, которое получает или намеревается получить финуслугу для удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательской, независимой профессиональной деятельностью, далее – потребитель) и клиент (физическое лицо (в т. ч. потребитель финуслуг), физлицо-предприниматель или юрлицо, которое получает или намеревается получить финуслугу;
- ст. 31, которой определены принципы защиты прав потребителей;
- ст. 411 об ответственности за нарушение прав потребителей. Регуляторы (НБУ, Нацкомфинуслуг, НКЦБФР) применяют к финучреждениям, другим СХ, предоставляющим финуслуги, и лицам, которые предоставляют посреднические услуги на рынках финуслуг, в том числе кредитных посредников, штрафные санкции в размере:
а) от 300 до 600 НМДГ (от 5 100 до 10 200 грн) за каждый случай:
- непредоставления, предоставления не в полном объеме или предоставления недостоверной информации потребителю перед заключением договора о предоставлении финуслуг (далее – договор), если в соответствии с законом предоставление информации об условиях предоставления таких услуг и их объеме является обязательным;
- непредоставления по запросу потребителя проекта договора, если это предусмотрено законом;
- непредоставления потребителю экземпляра договора и приложений к нему (при наличии);
- непроведения оценки кредитоспособности потребителя перед заключением договора, если ее обязательное проведение предусмотрено законом;
- заключения договора не в письменной форме (если такая форма предусмотрена законом);
- неуведомления потребителя об уступке обязательства по договору (если это предусмотрено законом);
б) от 500 до 800 НМДГ (от 8 500 до 13 600 грн) за каждый случай увеличения в одностороннем порядке фиксированной процентной ставки или неуведомления потребителя в срок и порядке, которые установлены законом, об изменении изменяемой процентной ставки.
До 19 марта регуляторы должны согласовать свои нормативно-правовые акты с Законом № 122.
С 19 января требования Техрегламента законодательно регулируемых средств измерительной техники (далее – СИТ), утвержденного постановлением КМУ от 13.01.16 г. № 94, не распространяются на законодательно регулируемые СИТ, которые являются медицинскими изделиями и/или медицинскими изделиями для диагностики in vitro (постановление КМУ от 10.07.19 г. № 598).
С 19 января вступает в силу Закон от 21.12.17 г. № 2264-VIII (кроме отдельных норм), согласно которому:
- корма, соответствующие требованиям, которые действовали до 19 января 2020 года, но не соответствующие требованиям данного Закона (кроме разд. V), после указанной даты могут быть в обороте до окончания минимального срока хранения, но не дольше 19 января 2021 года, а корма, маркированные до 19 января 2021 года, – до окончания минимального срока хранения;
- в случае отсутствия эксплуатационного разрешения на мощность, которое действует на 19 января 2020 года, оператор рынка, ответственный за такую мощность, должен получить на нее эксплуатационное разрешение до 19 января 2021 года. Эксплуатационное разрешение, которое действует на 19 января 2020 года, продолжает действовать и не требует замены;
- мощности, которые на день вступления в силу данного Закона уже имеют эксплуатационное разрешение, но в соответствии с положениями данного Закона подлежат только государственной регистрации, автоматически вносятся компетентным органом в Государственный реестр мощностей по производству и обороту кормов.
После 19 января 2020 года разрешается: производство и оборот кормовых добавок – до окончания соответствующих сроков действия их регистрации; производство и оборот готовых кормов и премиксов при наличии на эту дату действительных регистрационных удостоверений, выданных на соответствующие готовые корма и премиксы, – в течение 5 лет.
С 19 января вступают в силу документы, утвержденные во исполнение норм Закона № 2264, в частности:
- форма Декларации о соответствии кормов требованиям законодательства о кормах для операторов рынка, которые действуют исключительно как продавцы и осуществляют только реализацию кормов, без хранения кормов на принадлежащих им мощностях;
- перечень материалов, реализация и использование которых для нужд кормления животных являются ограниченными или запрещенными;
Порядок формирования и ведения Государственного реестра мощностей по производству и обороту кормов.
С 16.08.22 г. вступят в силу требования к информации об особенностях состава кормового материала (обязательной декларации), а также кормовой смеси (обязательной декларации); к маркировке кормовых добавок, кормов; дополнительные требования к маркировке кормовых добавок и премиксов и т. п. (приказ Минагрополитики от 06.05.19 г. № 241).
С 23 января вступает в силу Перечень национальных стандартов, которые идентичны гармонизированным европейским стандартам и соответствие которым предоставляет презумпцию соответствия оборудования, работающего под давлением, требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 16.01.19 г. № 27 (приказ Минсоцполитики от 06.08.19 г. № 1200).
С 23 января вступает в силу Технический регламент приборов, которые работают на газообразном топливе, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.18 г. № 814. Установлено, что предоставление на рынке или введение в эксплуатацию приборов, работающих на газообразном топливе, которые соответствуют требованиям Техрегламента, утвержденного постановлением КМУ от 24.09.08 г. № 856, и введены в оборот до 23 января 2020 года, не может быть запрещено или ограничено по причине несоответствия таких приборов требованиям Техрегламента № 814.
С 23 января вступает в силу Технический регламент оборудования, работающего под давлением, утвержденный постановлением КМУ от 16.01.19 г. № 27 (далее – Техрегламент № 27). Предоставление на рынке и/или ввод в эксплуатацию оборудования, работающего под давлением, которое соответствует требованиям Техрегламента, утвержденного постановлением КМУ от 19.01.11 г. № 35, и введено в оборот до 23.01.20 г., не может быть запрещено или ограничено по причине несоответствия такого оборудования требованиям Техрегламента № 27.
С 24 января вводится лицензирование деятельности по добыче урановых руд (в настоящий момент лицензированию подлежит только деятельность по переработке таких руд) (Закон от 18.09.19 г. № 107-IX).
С 29 января вступает в силу Закон от 02.10.19 г. № 143-IX о внесении изменений в законодательство, регулирующее сферу космической деятельности. Субъектами такой деятельности могут быть предприятия, учреждения и организации любой формы собственности и организационно-правовой формы. СХ частной формы собственности, которые намереваются осуществлять космическую деятельность, должны подать центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере космической деятельности, декларацию об осуществлении хозяйственной деятельности в этой сфере в соответствии с порядком, предусмотренным КМУ.
Определен перечень отдельных видов космической деятельности, которые осуществляются на основании разрешения, (выдается бесплатно). Подавать заявление на получение (переоформление, аннулирование) разрешения можно будет в бумажной или электронной форме на выбор заявителя. Ожидается, что реализация данного Закона будет способствовать сохранению научно-технологического потенциала космической отрасли Украины и привлечению частного капитала к новейшим технологическим разработкам.
В течение 2020 года операторы телекоммуникаций должны провести испытание показателей качества своих услуг, которые включены в перечень показателей качества услуг: фиксированной телефонной связи; услуг мобильной связи и по доступу к Интернету, уровни которых подлежат обязательному обнародованию операторами телекоммуникаций в 2021 году (приложения 1–3 к решению НКРСИ от 03.12.19 г. № 581).
Статистическая отчетность
С отчета за январь 2020 года приказами Госстата вводятся в действие обновленные статистические формы, в частности, по статистике:
- финансов предприятий № 1-Б (річна) «Отчет о взаиморасчетах с нерезидентами» (распространяется на юрлиц) (приказ от 28.05.19 г. № 174). Во время заполнения формы следует руководствоваться разъяснением Госстата от 28.05.19 г. № 17.4-12/6-19. С 1 января признано недействительным разъяснение ведомства от 16.07.18 г. № 17.4-12/29;
- состояния деловой активности предприятий № 2К-П (місячна) «Обследование деловой активности промышленного предприятия» (распространяется на юрлиц) (приказ от 21.05.19 г. № 163);
- транспорта № 51-вод (місячна) «Отчет о работе предприятия водного транспорта» (распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения) (приказ от 14.06.19 г. № 213);
- промышленности № 1-ПЕ (місячна) «Отчет об экономических показателях краткосрочной статистики»; № 1П-НПП (річна) «Отчет о производстве и реализации промышленной продукции» (распространяются на юрлиц, их обособленные подразделения) (приказы от 31.05.19 г. № 178 и № 182). Во время заполнения форм следует руководствоваться разъяснениями Госстата от 31.05.19 г. № 19.1.2-12/9-19 и № 19.1.2-12/8-19 соответственно;
- транспорта № 51-авто (місячна) «Отчет о перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом», № 51-ца (місячна) «Отчет об основных показателях работы авиационного предприятия» (распространяются на юрлиц, их обособленные подразделения) (приказы от 21.06.19 г. № 223 и от 14.06.19 г. № 211);
- строительства № 1-кб (місячна) «Отчет о выполнении строительных работ» (распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения) (приказ от 21.06.19 г. № 224);
- населенных пунктов и жилья № 1-заборгованість (ЖКГ) (місячна) «Отчет об оплате населением жилищно-коммунальных услуг» (распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения, которые предоставляют населению жилищно-коммунальные услуги) (приказ от 22.07.19 г. № 255).
Комментарии к материалу