Изменения в законодательстве, действующие с сентября 2018 года
С 1 сентября 2018 года до 31 декабря 2021 года освобождаются от обложения НДС операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТВЭД) (п. 63 подразд. 2 разд. XX Налогового кодекса, далее – НК).
С 1 сентября вступили в силу новые ДБН – нормативные документы, которые используются во время проектирования новых и реконструкции существующих зданий, кварталов, микрорайонов в соответствии с их назначением. ДБН являются обязательными к выполнению архитекторами, проектировщиками, строителями:
– Б.2.2-12:2018 «Планировка и застройка территорий», разработанные взамен ДБН 360-92, ДБН Б.2.4-1-94, ДБН Б.2.4-3-95, ДБН Б.2.4-4-97, ДБН Б.1-2-95, СНиП ІІ-89-80. Документ вводит новые линии ограничения: высоты застройки на генеральном плане («голубые линии»), застройки в зеленых зонах для сохранения зеленых территорий («зеленые линии»), застройки относительно безопасности эвакуации («желтые линии»), плотности и поверхностности и т. п.;
– ДБН В.2.3-5:2018 «Улицы и дороги населенных пунктов», разработанные взамен аналогичных норм 2001 года. Документ распространяется на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт существующих улиц и дорог и, в частности, содержит нормы:
- о недопущении установки на пешеходных зонах тротуаров населенных пунктов: приямков от люков и ливнеприемников; временных сооружений (торговых киосков, павильонов, лотков, палаток и т. п.); рекламных конструкций, дорожного ограждения и опор, лестниц и крылец домов и т. п.;
- проектирование велосипедных дорожек и полос во время нового строительства и реконструкции дорог. Велосипедные дорожки и полосы будут устраиваться на территориях жилых и промышленных районов, коммунально-складских зон, на магистральных улицах непрерывного и регулируемого движения, улицах местного значения, поселковых и сельских дорогах д ля обеспечения подъезда велосипедистов к жилым и общественным зданиям, промышленным предприятиям, объектам массового посещения, открытым автостоянкам и гаражам;
- проектирование вмонтированных в бордюр ливнеприемных колодцев при наличии велосипедной полосы или совместного движения велосипедов и транспорта. Кроме того, новые ДБН предусматривают доступность пешеходных переходов для маломобильных групп населения, в частности:
- применение на границе тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом пандусов или выполнение всего пешеходного перехода на одном уровне с тротуаром или проезжей частью;
- обустройство регулируемых пешеходных переходов специальными звуковыми сигналами;
- понижение бордюра до уровня проезжей части на повышенных островках безопасности или наземных пешеходных переходах;
- обустройство разноуровневых пешеходных переходов лифтами или пандусами;
– ДБН В.2.2-3:2018 «Здания и сооружения. Заведения образования», разработанные взамен ДБН В.2.2-3-97 «Здания и сооружения учебных заведений». В частности, предусматривается обязательное обустройство инклюзивного пространства, внедрение энергоэффективных мероприятий, увеличение площади учебных классов.
С 1 сентября применяется национальный стандарт ДСТУ ISO 14532:2018 (ISO 14532:2014, IDT) (Газ природный. Словарь терминов), гармонизированный с международным нормативным документом (приказ ГП «УкрНИУЦ» от 05.02.18 г. № 32).
С 1 сентября аэродромы, эксплуатанты аэродромов и провайдеры, которые предоставляют услуги по управлению на перроне, руководствуются Авиационными правилами Украины «Технические требования и административные процедуры для сертификации аэродромов». Сертификаты аэродромов, выданные согласно Правилам, утвержденным приказом Госслужбы по надзору за обеспечением безопасности авиации от 25.10.05 г. № 796, остаются действующими в течение установленного в них срока действия (приказ Государственной авиационной службы от 06.11.17 г. № 849).
С 1 сентября Украина перешла на цифровое телевидение. Телекомпании, которые еще не имеют соответствующей лицензии, продлят аналоговое вещание до 31 декабря 2018 года (постановление КМУ от 13.06.18 г. № 509).
С 1 сентября в целях совершенствования механизма первичного размещения облигаций внутреннего государственного займа (далее – ОВГЗ), содействия активизации рынка государственных облигаций Украины первичным дилерам предоставляется возможность:
– выполнять функцию брокера для своих клиентов, которые одновременно являются их депонентами. Первичные дилеры могут размещать облигации от своего имени, по доверенности и за счет клиента и подавать конкурентные и неконкурентные заявки на приобретение облигаций (п. 3.2 гл. 3 разд. I);
– в случае несвоевременного перечисления или неперечисления средств клиентом по удовлетворенной заявке или невозможности перечисления средств клиентом – дать распоряжение на безусловную депозитарную операцию перевода ценных бумаг (далее – ЦБ) в целях замены получателя облигаций и зачисления облигаций на собственный счет в ЦБ первичного дилера (п. 2.1 гл. 2 разд. II).
Также с 2 до 5 рабочих дней увеличен срок, в течение которого от участников размещения могут поступить средства за облигации (п. 2.9 гл. 2 разд. III). Соответствующие изменения в Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.03 г. № 248, внесены постановлением Правления НБУ от 26.06.18 г. № 72).
С 1 сентября при рождении ребенка предоставляется «пакет малыша» – разовая безвозвратная адресная социальная помощь семьям, в которых родился ребенок. В случае отсутствия матери/отца она предоставляется родственникам, патронатным воспитателям новорожденного ребенка. Право на получение помощи имеют граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях проживают на территории Украины и родили живого ребенка. Обращаем внимание! В случае получения помощи «пакет малыша» размер пособия при рождении ребенка не уменьшается. Стоимость полученной помощи не учитывается во время исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи. Порядок предоставления такой помощи утвержден постановлением КМУ от 20.06.18 г. № 512.
В перечень детских товаров, которые входят в «пакет малыша», внесены: одноразовые подгузники и влажные салфетки, несколько видов пеленок, шапочки, бодики, штанишки-ползунки, бодики с длинным рукавом и штанишками, носки, термометры для воды и тела, ножницы, прокладки для лактации, одеяло, плед-одеяло, матрас, полотенце, игрушка-погремушка, крем, жидкое мыло-шампунь детское с дозатором, коробка-колыбель (приказ Минсоцполитики от 17.07.18 г. № 1025).
С 4 сентября с введением в действие абзацев тридцать седьмого – шестидесятого пп. 4 п. 2 разд. I Закона от 06.02.18 г. № 2277-VIII банкам предоставляется доступ к информации из Кредитного реестра НБУ о кредитных операциях должника, общая задолженность которого перед одним банком (основная сумма и проценты), по данным этого реестра равняется или превышает 100 МЗП (в 2018 году – 372 300 грн.) или эквивалент этой суммы в инвалюте по официальному курсу НБУ. Такая информация состоит:
- из сведений, идентифицирующих должника;
- информации об условиях кредитной операции и выполнения обязательств по ней, а также о принадлежности должника к связанным с банком лицам; обеспечении выполнения обязательств по кредитной операции, в том числе поручительству;
- другой информации о должнике-юрлице (вид экономической деятельности; принадлежность к группе юрлиц, которые находятся под общим контролем; класс группы, определенный на основании консолидированной/комбинированной финансовой отчетности; принадлежность должника к группе связанных контрагентов, которые несут общий экономический риск; сведения, которые идентифицируют собственников, владеющих 10 и более процентами уставного капитала юрлица; факт прохождения аудита финотчетности должника или консолидированной/комбинированной финотчетности группы, в состав которой входит должник, и т. п.).
С 1 января 2019 года банки будут использовать информацию из Кредитного реестра для оценки кредитного риска (ч. 11 ст. 49).
С 8 сентября применяются формы: общего ветеринарного документа на ввоз и общего документа на ввоз (приложения 1 и 2 к постановлению КМУ от 18.07.18 г. № 570). Формы утверждены во исполнение ч. 7 ст. 41 и ч. 3 ст. 57 Закона от 18.05.17 г. № 2042-VIII.
С 15 сентября 2018 года на 15 сентября 2019-го перенесен предельный срок применения единой ставки вывозной (экспортной) пошлины на отходы и лом черных металлов, которые вывозятся за пределы Украины согласно Закону от 24.10.02 г. № 216, и повышен размер единой ставки с 30 до 42 евро за 1 т (Закон от 17.05.18 г. № 2434-VIII).
До 20 сентября страхователи должны подать за август первый отчет по ЕСВ по новой форме, утвержденной приказом Минфина от 14.04.15 г. № 435 в редакции приказа Минфина от 15.05.18 г. № 511.
С 20 сентября (через 4 года со дня, следующего за днем опубликования Закона от 22.07.14 г. № 1602-VII) для мощностей, которые осуществляют деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют непереработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей), вступают в силу п. 2 ч. 2 ст. 20, ст. 21 Закона от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.
В связи с этим операторы рынка должны:
- разрабатывать, вводить в действие и применять постоянно действующие процедуры, а также обеспечивать надлежащую подготовку по вопросам применения процедур ответственных за них лиц во время производства и оборота пищевых продуктов (п. 2 ч. 2 ст. 20);
- соблюдать требования к применению процедур, установленных ст. 21, в частности:
– предоставлять компетентному органу во время госконтроля доказательства соответствия деятельности требованиям по разработке, внедрению и использованию процедур;
– гарантировать, что документы с описанием процедур содержат достоверную информацию;
– хранить документы и записи относительно выполнения принципов в течение 3 месяцев после конечной даты продажи пищевого продукта, нанесенной во время маркировки, если не предусмотрено иное, и отдельных показателей качества пищевых продуктов (п. 6 ст. 21).
Для малых мощностей вышеуказанные нормы вступят в силу через год – с 20 сентября 2019 года.
С 21 сентября вступает в силу новый Технический регламент безопасности игрушек, который соответствуют требованиям ЕС (далее – Техрегламент). Действие документа распространяется на продукцию для детей до 14 лет, кроме оборудования для игровых площадок, и игровые автоматы для общественного пользования; игрушечные транспортные средства (далее – ТС), оснащенные двигателями внутреннего сгорания; игрушки с паровыми двигателями; пращи и катапульты.
Техрегламентом установлены обязанности субъектов хозяйствования (далее – СХ), в частности:
- производители должны во время ввода игрушки в оборот обеспечить ее разработку и изготовление в соответствии с существенными требованиями к безопасности, определенными в п. 33–35 Техрегламента и приложения 2; проводить оценку соответствия согласно п. 51–53; хранить техническую документацию и декларацию о соответствии (далее – декларация) в течение 10 лет после ввода игрушки в оборот;
- импортеры вводят в оборот только те игрушки, которые соответствуют требованиям Техрегламента; обеспечивают игрушки инструкциями и информацией относительно безопасности; создают определенные условия для хранения или транспортировки, при которых не возникает угроза несоответствия игрушки существенным требованиям к безопасности; в течение 10 лет после ввода игрушки в оборот хранят копию декларации для предоставления ее на запросы органов рыночного надзора;
- распространители проверяют наличие на игрушке знака соответствия техрегламентам, необходимых документов, инструкций и информации о безопасности и т. п. Если игрушка не соответствует существенным требованиям п. 33–35 Техрегламента и приложению 2, распространитель не представляет ее на рынке до приведения в соответствие с требованиями. Об игрушке, которая представляет риск, распространитель сообщает производителю или импортеру, а также соответствующему органу государственного рыночного надзора.
К Техрегламенту прилагают: перечень продукции, которая не считается игрушками; особые требования к безопасности; форму декларации о соответствии; перечень техдокументации и т. п. Постановление КМУ от 11.07.13 г. № 515, которым утвержден действующий на сегодня Техрегламент, прекращает действие с 21.09.18 г. (постановление КМУ от 28.02.18 г. № 151, далее – Постановление № 151).
С 21 сентября вступает в силу Перечень национальных стандартов, которые идентичны гармонизированным европейским стандартам и соответствие которым дает презумпцию соответствия игрушек требованиям Техрегламента, утвержденного Постановлением № 151. Одновременно прекращает действие приказ Минэкономразвития от 11.11.13 г. № 1336, которым утвержден в настоящее время действующий Перечень (приказ Минэкономразвития от 18.05.18 г. № 683).
С 25 сентября вводятся в обращение новые 20-гривневые банкноты обновленного дизайна и усовершенствованной системы защиты. Обновленная банкнота будет законным платежным средством на территории Украины и должна приниматься всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на территории Украины. Гражданам не нужно будет обменивать банкноты старого образца на новые. Новыми купюрами Нацбанк будет заменять изношенные и поврежденные 20-гривневые банкноты образца 2003 года (сообщение Нацбанка на сайте https://bank.gov.ua).
С 27 сентября вступил в силу Закон от 21.12.17 г. № 2262-VIII, которым усиливается админответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, нарушения правил остановки, стоянки, парковки ТС. Соответствующие изменения внесены в законодательство, в частности:
1. В КУоАП:
- уточняется, что админответственность за правонарушения в указанных сферах, зафиксированные в автоматическом режиме, в режиме фотосъемки (видеозаписи), несет ответственное лицо, а именно: физическое лицо или руководитель юрлица, за которым зарегистрировано ТС, а если в Единый государственный реестр транспортных средств внесены сведения о надлежащем пользователе соответствующего ТС, – надлежащий пользователь ТС, а если в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований отсутствуют на момент запроса сведения о руководителе юрлица, за которым зарегистрировано ТС, – лицо, которое исполняет полномочия руководителя такого юрлица (ст. 142 );
- установлено, что в случае, если админправонарушения зафиксированы в режиме фотосъемки (видеозаписи), должностное лицо Нацполиции или инспектор с парковки обязаны разместить на лобовом стекле ТС копию постановления или уведомление о привлечении к админответственности на месте совершения правонарушения. Такое постановление может быть вынесено без участия лица, которое привлекается к админответственности (ст. 2791 ).
Если ответственное лицо, указанное в ч. 1 ст. 142 КУоАП, или гражданин Украины, который ввез в страну ТС, зарегистрированное за ее пределами, оплатит 50 % размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении админвзыскания за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, такое постановление считается выполненным. Так же и постановление о наложении админвзыскания за нарушение правил остановки, стоянки и парковки ТС, зафиксированное в режиме фотосъемки (видеозаписи), считается выполненным в случае уплаты 50 % размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня совершения соответствующего правонарушения. В случае неуплаты штрафа в течение 30 дней постановление подлежит принудительному исполнению (ст. 3001 ).
Усиливается ответственность за нарушение порядка временного задержания ТС и их хранения, законодательства в сфере оплаты услуг по парковке ТС (ст. 1272 ), правил парковки ТС и оборудования площадок для платной парковки ТС (ст. 1521 ) (см. таблицы на с. 25).
2. В Закон от 30.06.93 г. № 3353-XII. В случае размещения ТС на площадке для платной парковки в пределах населенного пункта, в котором не внедрена автоматизированная система контроля оплаты парковки, но нарушение правил парковки ТС фиксируется в режиме фотосъемки (видеозаписи), документ об оплате услуг по пользованию площадкой нужно оставлять на время парковки под лобовым стеклом ТС (ст. 522).
3. В Закон от 07.03.96 г. № 85/96-ВР. Перечень видов обязательного страхования, которые осуществляются в Украине, дополнен страхованием гражданской ответственности СХ, которое предоставляет услуги по транспортировке и/или хранению ТС в случае временного их задержания, за вред, который может быть причинен ТС при осуществлении его транспортировки и/или хранения (п. 91 ч. 1 ст. 7).
Комментарии к материалу