Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательстве, действующие с ноября 2020 года

29.10.2020 943 0 0

С 1 ноября вступили в силу изменения в Правила оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвержденные постановлением КМУ от 01.03.17 г. № 118. Теперь виза в электронном виде (далее – э-виза) оформляется также, как двухразовая, сроком до 30 дней для въезда с деловой, частной, туристической целью и для лечения, осуществления деятельности в сфере культуры, науки, образования, спорта, выполнения служебных обязанностей иностранным корреспондентом или представителем иностранного СМИ. 

При оформлении э-визы взимается консульский сбор: разовой – по тарифной ставке 20 долл. США, двухразовой – 30 долл. США. Э-визы оформляются: в срочном порядке – за один рабочий день (далее – р. д.); в обычном – за 3 р. д. За срочное оформление э-визы сумма консульского сбора удваивается (постановление КМУ от 19.08.20 г. № 729).

С 1 ноября вступили в силу изменения в Требования по оформлению э-виз, утвержденные приказом МИД от 18.12.17 г. № 558. Для оформления э-визы иностранец должен подать визовое ходатайство не ранее чем за 3 месяца и не позднее чем за 1 р. д. (в случае срочного оформления э-визы) или за 3 р. д. (в случае оформления э-визы в обычном порядке) (было – за 10 р. д.) до начала запланированной поездки. Соответственно визовое ходатайство рассматривается в визовой информационно-телекоммуникационной системе не более 1 р. д. (срочная э-виза) или 3 р. д. (обычная э-виза) (ранее – не более 9 р. д.).

В новой редакции изложены формы визы и визовой анкеты, а также перечень государств, гражданам которых оформляется э-виза (приложения 1–3 к Требованиям) (приказ МИД от 01.10.20 г. № 380).

С 2 ноября применяются утвержденные во исполнение ч. 3 ст. 311 Таможенного кодекса (далее – ТК) формы бланков: индивидуальной (разовой) финансовой гарантии; многоразовой финансовой гарантии; общей финансовой гарантии, а также Порядок заполнения финансовых гарантий. Признан утратившим силу приказ Минфина от 09.01.19 г. № 4, которым утверждена форма бланка финансовой гарантии (приказ Минфина от 07.07.20 г. № 404).

С 7 ноября налогоплательщик обязан будет определять, изменять уполномоченных лиц, которые имеют право пользоваться э-кабинетом налогоплательщика (подписывать, подавать, получать документы и информацию через э-кабинет), и определять их полномочия (пп. 16.1.16 НК). Электронный документооборот между плательщиком и контролирующим органом будет осуществляться без заключения соответствующего договора. Сразу же после отправления в контролирующий орган первого электронного документа установленного формата с соблюдением требований законов от 22.05.03 г. № 851-IV и от 05.10.17 г. № 2155-VIII плательщик становится субъектом электронного документооборота. Установлен исчерпывающий перечень причин, по которым электронный документооборот между плательщиком и контролирующим органом прекращается (п. 42.6 НК).

С этой даты будут отменены нормы НК, согласно которым:

  • в случае прекращения договора о признании электронных документов по основаниям, определенным законом, налогоплательщик имеет право до составления нового договора подавать налоговую отчетность лично или через уполномоченное на это лицо; отправлять по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения (абзац четвертый п. 49.4 НК);
  • контролирующим органам запрещается в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов (абзац пятый п. 49.4) (Закон от 14.07.20 г. № 786-IX).

С 7 ноября вступают в силу изменения в ТК, внесенные Законом от 02.10.19 г. № 141-IX, а именно: 

  • перевозчики обязаны подавать в орган доходов и сборов общую декларацию прибытия в сроки, установленные ст. 1942 ТК (п. 5 ст. 191 ТК);
  • отсутствие на момент осуществления таможенных формальностей в пункте пропуска через государственную границу Украины вышеназванной декларации на товары является основанием для отказа в пропуске через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств коммерческого назначения, которые их перевозят (далее – ТС), и привлечения перевозчика к админответственности, предусмотренной ТК. После представления органу доходов и сборов общей декларации прибытия и выполнения необходимых таможенных формальностей, определенных по результатам анализа рисков по такой декларации, товары и ТС пропускаются через государственную границу. Эти требования не применяются к ввозу товаров, относительно которых общая декларация прибытия не подается, включенных в перечень, определенный ч. 2 ст. 1942 (п. 11 ст. 1942 ТК).

С 14 ноября вступает в силу Закон от 14.07.20 г. № 776-IX, которым в целях детенизации рынка металлургического сырья и операций с металлоломом, внесены изменения в законодательство, в частности:

1. В Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV. Уточнено, что первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 данного Закона, если иное не предусмотрено отдельными законодательными актами Украины;

2. В Закон от 05.05.99 г. № 619-XI (далее – Закон № 619). В частности, упрощен порядок проведения операций с металлоломом, уменьшены необоснованные требования к субъекту хозяйствования (далее – СХ), осуществляющему такие операции, и требования к их оформлению. 

СХ, осуществляющие заготовку металлолома, имеют право открывать приемные пункты, которые проводят заготовку металлолома. Приемные пункты металлолома должны иметь собственный или арендованный участок с твердым покрытием или контейнер (любую другую соответствующую емкость, тару) для хранения металлолома способом, который делает невозможным проникновение вредных веществ в почву, а также необходимое весовое оборудование, систему видеонаблюдения, видеозаписи, архивирования. Информация, созданная в процессе видеонаблюдения, должна сохраняться не менее 3 месяцев.

Для покупателя металлолома необходимым и достаточным документом, подтверждающим источники происхождения металлолома от продавца (поставщика), является акт приемки, который содержит данные об источнике происхождения металлолома. Ответственность за достоверность данных об источнике происхождения, указанных в таком акте, возлагается исключительно на продавца (поставщика) металлолома, а не на покупателя. Во время заготовки металлолома и операций с ним покупатель не несет ответственности за правоотношения продавца (поставщика) с другими СХ и физическими лицами – участниками предыдущих цепей поставки металлолома.

Государственный контроль за заготовкой металлолома и операциями с металлоломом осуществляют местные государственные администрации, которые в случае выявления нарушения СХ требований данного Закона передают материалы в соответствующие правоохранительные органы.

3. В ст. 16410 КУоАП, которой предусмотрен штраф от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн):

  • за нарушение законодательства в сфере заготовки, переработки и металлургической переработки металлолома должностным лицом СХ или гражданином – предпринимателем, который осуществляет указанную деятельность;
  • прием металлолома должностным лицом СХ или предпринимателем без составления акта приемки, определенного Законом № 619.

4. В ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса. Заготовка металлолома, переработка лома цветных и черных металлов физическими лицами без госрегистрации как СХ, организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома наказываются штрафом от 1 500 до 2 000 НМДГ (от 25 500 до 34 000 грн), или исправительными работами сроком до 2 лет, или ограничением свободы сроком до одного года.

С 15 ноября вводится в действие Закон от 21.07.20 г. № 819-IX «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон № 819), которым определены особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их объединений. Основные виды деятельности сельхозпкооперативов – производство, переработка, заготовка, закупка, хранение, сбыт, продажа сельхозпродукции, поставка средств производства и материально-технических ресурсов, другие виды обслуживания членов кооператива, в частности предоставление технологических, транспортных, мелиоративных, ремонтных, строительных услуг, услуг по бухучету и аудиту и т. п. Сельхозкооператив может осуществлять один или несколько видов деятельности в целях получения прибыли или без такой цели. 

Сельскохозяйственные производственные кооперативы, сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы и созданные в соответствии с Законом от 17.07.97 г. № 469/97-ВР (далее – Закон № 469) кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, зарегистрированные на 15.08.20 г. (день вступления в силу Закона № 819):

  • должны перерегистрироваться в сельхозкооперативы, сельскохозяйственные кооперативные объединения соответственно в течение 3 лет, до 15.08.23 г.;
  • сохраняют все права и обязанности, которые они имели в соответствии с Законом от 10.07.03 г. № 1087-IV и Законом № 469 на 15.08.20 г. до момента их перерегистрации, но не более 3 лет.

Положения уставов таких кооперативов и объединений, которые не соответствуют Закону № 819, действуют в части, соответствующей законодательству, которое действовало до 15.08.20 г., до момента перерегистрации таких кооперативов и объединений, но не более 3 лет.

С 16 ноября вступает в силу Закон от 17.09.20 г. № 910-IX. В целях содействия развитию физкультуры и спорта внесены изменения в законодательство. В частности, согласно изменениям, внесенным в Закон от 03.10.19 г. № 157-IX, предоставлено право на получение в аренду государственного и коммунального имущества, которое не содержится в Перечне первого типа, без проведения аукциона: 

  • государственным и коммунальным спортклубам, детско-юношеским спортшколам, школам высшего спортивного мастерства, центрам олимпийской подготовки, центрам студенческого спорта заведений высшего образования, физкультурно-оздоровительным заведениям, центрам физического здоровья населения, центрам физкультуры и спорта лиц с инвалидностью, а также базам олимпийской, паралимпийскои и дефлимпийской подготовки;
  • общественным объединениям физкультурно-спортивной направленности, которые являются неприбыльными организациями, внесенными в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр), образованным ими спортклубам (кроме тех, которые занимаются профессиональным спортом), детско-юношеским спортшколам, школам высшего спортивного мастерства, центрам олимпийской подготовки, центрам студенческого спорта заведений высшего образования, центрам физкультуры и спорта лиц с инвалидностью, которые являются неприбыльными организациями, внесенными в Реестр, – исключительно для проведения спортивных мероприятий или предоставления физкультурно-спортивных услуг. 

Вышеназванным общественным объединениям и созданным ими заведениям физкультуры и спорта, которые получили в аренду государственное и/или коммунальное имущество без аукциона, запрещено использовать это имущество в коммерческих целях.

До 21 ноября банки, юрлица, которые получили лицензию Нацбанка на предоставление банкам услуг по инкассации:

  • имеют право использовать формы сопроводительной ведомости к сумке с наличностью и сопроводительного кассового ордера к сумке с валютными ценностями, установленные Инструкцией по организации инкассации средств и перевозки валютных ценностей банков в Украине, утвержденной постановлением Правления НБУ от 31.03.17 г. № 29, без учета изменений, утвержденных постановлением Правления НБУ от 14.05.20 г. № 64 (далее – Постановление № 64);
  • обязаны привести внутренние положения, регулирующие деятельность подразделений инкассации, в соответствие с требованиями Постановления № 64, которым, в частности, унифицированы сопроводительные документы, которые используются во время инкассации и перевозки валютных ценностей, и предусмотрена возможность:
  • перевозки валютных ценностей небронированным оперативным автотранспортом, оборудованным системами, которые обеспечивают защиту ценностей и повреждают вложенные ценности в случае несанкционированного доступа к ним, а также предоставляют возможность перемещать ценности от отправителя к получателю без доступа инкассаторов к ним;
  • использования небронированного автотранспорта для доставки разменных, оборотных, памятных и юбилейных монет в объемах до 100 минимальных зарплат с использованием защиты огнестрельным оружием.

До 30 ноября действуют упрощенные правила оценки кредитного риска во время реструктуризации банками кредитов для заемщиков, которые имеют экономические проблемы, обусловленные пандемией коронавирусной болезни COVID-19 (постановление Правления НБУ от 24.07.20 г. № 105).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы