Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в законодательстве, действующие с ноября 2020 года

С 1 ноября вступили в силу изменения в Правила оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвержденные постановлением КМУ от 01.03.17 г. № 118. Теперь виза в электронном виде (далее – э-виза) оформляется также, как двухразовая, сроком до 30 дней для въезда с деловой, частной, туристической целью и для лечения, осуществления деятельности в сфере культуры, науки, образования, спорта, выполнения служебных обязанностей иностранным корреспондентом или представителем иностранного СМИ. 

При оформлении э-визы взимается консульский сбор: разовой – по тарифной ставке 20 долл. США, двухразовой – 30 долл. США. Э-визы оформляются: в срочном порядке – за один рабочий день (далее – р. д.); в обычном – за 3 р. д. За срочное оформление э-визы сумма консульского сбора удваивается (постановление КМУ от 19.08.20 г. № 729).

С 1 ноября вступили в силу изменения в Требования по оформлению э-виз, утвержденные приказом МИД от 18.12.17 г. № 558. Для оформления э-визы иностранец должен подать визовое ходатайство не ранее чем за 3 месяца и не позднее чем за 1 р. д. (в случае срочного оформления э-визы) или за 3 р. д. (в случае оформления э-визы в обычном порядке) (было – за 10 р. д.) до начала запланированной поездки. Соответственно визовое ходатайство рассматривается в визовой информационно-телекоммуникационной системе не более 1 р. д. (срочная э-виза) или 3 р. д. (обычная э-виза) (ранее – не более 9 р. д.).

В новой редакции изложены формы визы и визовой анкеты, а также перечень государств, гражданам которых оформляется э-виза (приложения 1–3 к Требованиям) (приказ МИД от 01.10.20 г. № 380).

С 2 ноября применяются утвержденные во исполнение ч. 3 ст. 311 Таможенного кодекса (далее – ТК) формы бланков: индивидуальной (разовой) финансовой гарантии; многоразовой финансовой гарантии; общей финансовой гарантии, а также Порядок заполнения финансовых гарантий. Признан утратившим силу приказ Минфина от 09.01.19 г. № 4, которым утверждена форма бланка финансовой гарантии (приказ Минфина от 07.07.20 г. № 404).

С 7 ноября налогоплательщик обязан будет определять, изменять уполномоченных лиц, которые имеют право пользоваться э-кабинетом налогоплательщика (подписывать, подавать, получать документы и информацию через э-кабинет), и определять их полномочия (пп. 16.1.16 НК). Электронный документооборот между плательщиком и контролирующим органом будет осуществляться без заключения соответствующего договора. Сразу же после отправления в контролирующий орган первого электронного документа установленного формата с соблюдением требований законов от 22.05.03 г. № 851-IV и от 05.10.17 г. № 2155-VIII плательщик становится субъектом электронного документооборота. Установлен исчерпывающий перечень причин, по которым электронный документооборот между плательщиком и контролирующим органом прекращается (п. 42.6 НК).

С этой даты будут отменены нормы НК, согласно которым:

  • в случае прекращения договора о признании электронных документов по основаниям, определенным законом, налогоплательщик имеет право до составления нового договора подавать налоговую отчетность лично или через уполномоченное на это лицо; отправлять по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения (абзац четвертый п. 49.4 НК);
  • контролирующим органам запрещается в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов (абзац пятый п. 49.4) (Закон от 14.07.20 г. № 786-IX).

С 7 ноября вступают в силу изменения в ТК, внесенные Законом от 02.10.19 г. № 141-IX, а именно: 

  • перевозчики обязаны подавать в орган доходов и сборов общую декларацию прибытия в сроки, установленные ст. 1942 ТК (п. 5 ст. 191 ТК);
  • отсутствие на момент осуществления таможенных формальностей в пункте пропуска через государственную границу Украины вышеназванной декларации на товары является основанием для отказа в пропуске через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств коммерческого назначения, которые их перевозят (далее – ТС), и привлечения перевозчика к админответственности, предусмотренной ТК. После представления органу доходов и сборов общей декларации прибытия и выполнения необходимых таможенных формальностей, определенных по результатам анализа рисков по такой декларации, товары и ТС пропускаются через государственную границу. Эти требования не применяются к ввозу товаров, относительно которых общая декларация прибытия не подается, включенных в перечень, определенный ч. 2 ст. 1942 (п. 11 ст. 1942 ТК).

С 14 ноября вступает в силу Закон от 14.07.20 г. № 776-IX, которым в целях детенизации рынка металлургического сырья и операций с металлоломом, внесены изменения в законодательство, в частности:

1. В Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV. Уточнено, что первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 данного Закона, если иное не предусмотрено отдельными законодательными актами Украины;

2. В Закон от 05.05.99 г. № 619-XI (далее – Закон № 619). В частности, упрощен порядок проведения операций с металлоломом, уменьшены необоснованные требования к субъекту хозяйствования (далее – СХ), осуществляющему такие операции, и требования к их оформлению. 

СХ, осуществляющие заготовку металлолома, имеют право открывать приемные пункты, которые проводят заготовку металлолома. Приемные пункты металлолома должны иметь собственный или арендованный участок с твердым покрытием или контейнер (любую другую соответствующую емкость, тару) для хранения металлолома способом, который делает невозможным проникновение вредных веществ в почву, а также необходимое весовое оборудование, систему видеонаблюдения, видеозаписи, архивирования. Информация, созданная в процессе видеонаблюдения, должна сохраняться не менее 3 месяцев.

Для покупателя металлолома необходимым и достаточным документом, подтверждающим источники происхождения металлолома от продавца (поставщика), является акт приемки, который содержит данные об источнике происхождения металлолома. Ответственность за достоверность данных об источнике происхождения, указанных в таком акте, возлагается исключительно на продавца (поставщика) металлолома, а не на покупателя. Во время заготовки металлолома и операций с ним покупатель не несет ответственности за правоотношения продавца (поставщика) с другими СХ и физическими лицами – участниками предыдущих цепей поставки металлолома.

Государственный контроль за заготовкой металлолома и операциями с металлоломом осуществляют местные государственные администрации, которые в случае выявления нарушения СХ требований данного Закона передают материалы в соответствующие правоохранительные органы.

3. В ст. 16410 КУоАП, которой предусмотрен штраф от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн):

  • за нарушение законодательства в сфере заготовки, переработки и металлургической переработки металлолома должностным лицом СХ или гражданином – предпринимателем, который осуществляет указанную деятельность;
  • прием металлолома должностным лицом СХ или предпринимателем без составления акта приемки, определенного Законом № 619.

4. В ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса. Заготовка металлолома, переработка лома цветных и черных металлов физическими лицами без госрегистрации как СХ, организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома наказываются штрафом от 1 500 до 2 000 НМДГ (от 25 500 до 34 000 грн), или исправительными работами сроком до 2 лет, или ограничением свободы сроком до одного года.

С 15 ноября вводится в действие Закон от 21.07.20 г. № 819-IX «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон № 819), которым определены особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их объединений. Основные виды деятельности сельхозпкооперативов – производство, переработка, заготовка, закупка, хранение, сбыт, продажа сельхозпродукции, поставка средств производства и материально-технических ресурсов, другие виды обслуживания членов кооператива, в частности предоставление технологических, транспортных, мелиоративных, ремонтных, строительных услуг, услуг по бухучету и аудиту и т. п. Сельхозкооператив может осуществлять один или несколько видов деятельности в целях получения прибыли или без такой цели. 

Сельскохозяйственные производственные кооперативы, сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы и созданные в соответствии с Законом от 17.07.97 г. № 469/97-ВР (далее – Закон № 469) кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, зарегистрированные на 15.08.20 г. (день вступления в силу Закона № 819):

  • должны перерегистрироваться в сельхозкооперативы, сельскохозяйственные кооперативные объединения соответственно в течение 3 лет, до 15.08.23 г.;
  • сохраняют все права и обязанности, которые они имели в соответствии с Законом от 10.07.03 г. № 1087-IV и Законом № 469 на 15.08.20 г. до момента их перерегистрации, но не более 3 лет.

Положения уставов таких кооперативов и объединений, которые не соответствуют Закону № 819, действуют в части, соответствующей законодательству, которое действовало до 15.08.20 г., до момента перерегистрации таких кооперативов и объединений, но не более 3 лет.

С 16 ноября вступает в силу Закон от 17.09.20 г. № 910-IX. В целях содействия развитию физкультуры и спорта внесены изменения в законодательство. В частности, согласно изменениям, внесенным в Закон от 03.10.19 г. № 157-IX, предоставлено право на получение в аренду государственного и коммунального имущества, которое не содержится в Перечне первого типа, без проведения аукциона: 

  • государственным и коммунальным спортклубам, детско-юношеским спортшколам, школам высшего спортивного мастерства, центрам олимпийской подготовки, центрам студенческого спорта заведений высшего образования, физкультурно-оздоровительным заведениям, центрам физического здоровья населения, центрам физкультуры и спорта лиц с инвалидностью, а также базам олимпийской, паралимпийскои и дефлимпийской подготовки;
  • общественным объединениям физкультурно-спортивной направленности, которые являются неприбыльными организациями, внесенными в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр), образованным ими спортклубам (кроме тех, которые занимаются профессиональным спортом), детско-юношеским спортшколам, школам высшего спортивного мастерства, центрам олимпийской подготовки, центрам студенческого спорта заведений высшего образования, центрам физкультуры и спорта лиц с инвалидностью, которые являются неприбыльными организациями, внесенными в Реестр, – исключительно для проведения спортивных мероприятий или предоставления физкультурно-спортивных услуг. 

Вышеназванным общественным объединениям и созданным ими заведениям физкультуры и спорта, которые получили в аренду государственное и/или коммунальное имущество без аукциона, запрещено использовать это имущество в коммерческих целях.

До 21 ноября банки, юрлица, которые получили лицензию Нацбанка на предоставление банкам услуг по инкассации:

  • имеют право использовать формы сопроводительной ведомости к сумке с наличностью и сопроводительного кассового ордера к сумке с валютными ценностями, установленные Инструкцией по организации инкассации средств и перевозки валютных ценностей банков в Украине, утвержденной постановлением Правления НБУ от 31.03.17 г. № 29, без учета изменений, утвержденных постановлением Правления НБУ от 14.05.20 г. № 64 (далее – Постановление № 64);
  • обязаны привести внутренние положения, регулирующие деятельность подразделений инкассации, в соответствие с требованиями Постановления № 64, которым, в частности, унифицированы сопроводительные документы, которые используются во время инкассации и перевозки валютных ценностей, и предусмотрена возможность:
  • перевозки валютных ценностей небронированным оперативным автотранспортом, оборудованным системами, которые обеспечивают защиту ценностей и повреждают вложенные ценности в случае несанкционированного доступа к ним, а также предоставляют возможность перемещать ценности от отправителя к получателю без доступа инкассаторов к ним;
  • использования небронированного автотранспорта для доставки разменных, оборотных, памятных и юбилейных монет в объемах до 100 минимальных зарплат с использованием защиты огнестрельным оружием.

До 30 ноября действуют упрощенные правила оценки кредитного риска во время реструктуризации банками кредитов для заемщиков, которые имеют экономические проблемы, обусловленные пандемией коронавирусной болезни COVID-19 (постановление Правления НБУ от 24.07.20 г. № 105).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
29.10.2025
Резиденты Дефенс Сіті освобождаются от уплаты налогов на недвижимость
Освобождение от уплаты земельного налога и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, применяется со следующего месяца после получения статуса резидента Дефенс Сіті и до завершения месяца, в котором он прекращен. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Производство и реализация дро...
29.10.2025
Президент подписал закон о Национальном учреждении развития: как будут кредитовать релоцированный бизнес
Новое учреждение будет привлекать средства частных инвесторов, международных партнеров и доноров и направлять их на восстановление экономики через различные финансовые инструменты. Больше по теме: Опубликован перечень ВОТ и территорий ведения боевых действий: как воспользоваться налоговыми льготами...
29.10.2025
Планируют изменения в законодательстве относительно поддержки малого и среднего предпринимательства
Цель законопроекта: создать новые механизмы поддержки социальных предприятий, чтобы они могли более эффективно работать в Украине. На рассмотрение в Верховную Раду передан законопроект «Проект Закона о внесении изменения в Закон Украины «О развитии и государственной поддержке малого и ср...
Лучшие материалы