С 1 апреля вступила в силу ст. 233 Налогового кодекса (далее – НК), согласно которой ГНС автоматически сопоставляет показатели объемов оборота и остатков горючего, показатели объемов оборота спирта этилового. Таким образом проверяется полнота декларирования и уплаты акцизного налога с объемов ввезенного на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ), произведенного и реализованного на ТТУ горючего или спирта этилового.
Во время сопоставления сравниваются показатели из СЭАРГ и СЭ с показателями Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре (далее – ЕГР-1) и Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового (далее – ЕГР-2) относительно объемов оборота спирта этилового в разрезе кодов согласно УКТВЭД акцизных складов (далее – АС) и распорядителей АС. Порядок сопоставления показателей утверждается КМУ.
С 1 апреля к распорядителю АС, на АС которого расположены резервуары общей вместимостью не более 1 000 м3 (кроме распорядителя, который до 01.07.19 г. не подпадал под определение плательщика налога в соответствии с п. 212.1 НК), применяются нормы п. 1281.1 НК, которыми предусмотрена ответственность за нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на АС (п. 18 подразд. 5 разд. ХХ НК).
За необорудование и/или отсутствие регистрации в ЕГР-1 уровнемера-счетчика на введенном в эксплуатацию резервуаре, расположенном на АС, и/или расходомера-счетчика на месте отпуска горючего наливом с АС, расположенного на АС, а также необорудование и/или отсутствие регистрации в ЕГР-2 расходомера-счетчика спирта этилового на месте получения и отпуска спирта этилового, расположенного на АС, применяется штраф в размере 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с АС или за каждое место получения и отпуска спирта этилового, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового. Штраф за повторное нарушение в течение года составляет 50 000 грн.
С 1 апреля за непредставление электронных документов с АС, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1 000 м3, налагается штраф в размере 1 000 грн за каждый неподанный электронный документ, предусмотренный п. 1281.3 НК (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НК).
С 1 апреля вступил в силу Закон от 17.03.20 г. № 532-IX (см. информацию в «Карантин: Верховная рада приняла антикризисные законы» https://uteka.ua/publication/commerce-12-karantyn-122-karantin-verxovnaya-rada-prinyala-antikrizisnye-zakony), которым в целях повышения доступности лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, закупаемые за средства госбюджета, и в целях повышения их доступности внесены изменения в НК, которыми введены налоговые преференции по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ.
Перечень лекарственных средств, медизделий и/или медоборудования, необходимых для предотвращения коронавирусной болезни (COVID-19), которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на ТТУ освобождаются от обложения НДС, утвержден постановлением КМУ от 20.03.20 г. № 224.
С 1 апреля реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий осуществляется для всех видов медицинской помощи (Закон от 19.10.17 г. № 2168-VIII).
С 1 апреля все предоставители медицинских услуг, которые заключили с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ) договоры о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий на предоставление медицинских услуг, обязаны вносить в электронную систему здравоохранения (далее – ЭСЗО) записи о направлении пациентов при условии наличия соответствующей технической возможности. Такая возможность возникает с даты обнародования на веб-сайте ЭСЗО информации о подключенных к центральной базе данных электронных медицинских информационных системах и соответствующем расширении их функциональных возможностей (приказ Минздрава от 28.02.20 г. № 586).
С 1 апреля все предоставители медицинских услуг, которые заключили договоры с НСЗУ о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, и привлеченные к выполнению такого договора лица обязаны вносить медицинские записи о предоставлении медицинских услуг в амбулаторных условиях, о госпитализации, выписки из стационара, записи о направлениях и рецептах на лекарственные средства, которые подлежат реимбурсации, в Реестр медицинских записей, записей о направлениях и рецептах в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздрава от 28.02.20 г. № 587.
Установлено, что необходимым условием такого внесения является наличие технической возможности в ЭСЗ.
С 1 апреля установлен тариф на услуги поставщика «последней надежды» на II квартал 2020 года на уровне 367,73 грн/МВт•ч (без учета НДС) (постановление НКРЭКУ от 13.03.20 г. № 611).
С 12 апреля обновлен порядок определения банков-агентов Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее – Фонд), установленный решением исполнительной дирекции Фонда от 12.07.12 г. № 6. Определено, что банки, включенные в перечень банков-агентов Фонда по состоянию на 12 апреля, сохраняют свой статус банка-агента до исключения их из числа банков-агентов в соответствии с Положением, утвержденным решением исполнительной дирекции Фонда от 09.01.20 г. № 35.
С 18 апреля реклама объектов строительства в целях отчуждения такого объекта и его частей (в т. ч. жилых и нежилых помещений) относительно объекта строительства, который сооружается за негосударственные средства, привлеченные от физических и юридических лиц, в частности в управление, разрешается, как и раньше, только при наличии прав, предусмотренных ч. 1 ст. 251 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270). При этом для жилых домов – также при наличии у субъекта хозяйствования (далее – СХ), который привлекает средства вышеназванных лиц для финансирования сооружения жилого дома, лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финуслуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), а именно управление имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществление операций с недвижимостью в соответствии с Законом от 19.06.03 г. № 978-IV, или свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, выполнение обязательств по которым обеспечивается сооружаемой единицей недвижимости.
Такая реклама должна содержать реквизиты документов, предусмотренных ч. 1 ст. 251 Закона № 270. До 18 апреля реклама должна также содержать идентификатор объекта строительства в Единой государственной электронной системе в сфере строительства (для объектов, право на выполнение строительных работ по которым приобретено после ввода этой системы в строительстве) (Закон от 02.10.19 г. № 139-IX).
С 19 апреля вводится в действие Закон от 19.09.19 г. № 114-IX (далее – Закон № 114), которым в новой редакции изложен Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках». При этом разд. VI вводится в действие с 19 октября. Закон обновлен в целях гармонизации правил публичных закупок со стандартами ЕС (имплементированы новые элементы регулирования публичных закупок и усовершенствованы существующие). Среди новаций можно назвать введение:
Внесены изменения в КУоАП, которыми изменены размеры и субъекты наложения штрафа. Напомним, в настоящий момент согласно ст. 16414 за нарушение законодательства о закупках служебные (должностные), уполномоченные лица караются штрафом в размере от 700 до 1 000 НМДГ (от 11 900 до 17 000 грн). С 19 апреля налагается штраф:
руководителя заказчика:
Уточнено, что в случае закрытия уголовного производства, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения админвзыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца (было – через месяц) со дня принятия решения о закрытии уголовного производства (ст. 38 КУоАП).
Установлено, что процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до 19 апреля (дата вступления в силу Закона № 114), завершаются в порядке, действовавшем до его вступления в силу. Договоры о закупке, заключенные в порядке и на условиях, определенных до
19 апреля, выполняются в полном объеме до окончания срока, на который они были заключены. Изменения в такие договоры вносятся в порядке и на условиях, предусмотренных до этой даты (п. 5, 6 разд. X Закона № 114).
С 19 апреля по 19 июля Закон № 922 не распространяется на закупки, предметом которых являются товары, работы или услуги, необходимые для предотвращения возникновения и распространения, локализации и ликвидации вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), в соответствии с перечнем товаров, работ или услуг и порядком их закупки, утвержденными КМУ. По результатам такой закупки в ЭСЗ заказчик должен обнародовать отчет о договоре о закупке (далее – договор), заключенном без использования ЭСЗ, договор и все приложения к нему, отчет о выполнении договора согласно ст. 10 Закона № 922. За несоблюдение этих требований виновные лица привлекаются к ответственности.
С 19 апреля за нарушение порядка определения предмета закупки; несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений содержания тендерной документации; составление тендерной документации с несоблюдением требований закона; превышение размера обеспечения тендерного предложения в такой документации пределов, установленных законом; необнародование или нарушение сроков и порядка обнародования информации о закупках, осуществляемых согласно Закону от 17.03.20 г. № 530-IX (далее – Закон № 530), налагается штраф на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика в размере 100 НМДГ (1 700 грн). Размер штрафа удваивается в случае совершения таким лицом в течение года повторного правонарушения.
С 19 апреля на 1 августа перенесено вступление в силу норм Законов от 20.09.19 г. № 128-ІХ и № 129-ІХ, которыми предусматривается внесение изменений в НК и Закон от 06.07.95 г. № 265/95-ВР в целях детенизации расчетов (внедрение программных РРО как альтернативы классическим РРО, усиление ответственности за нарушения в сфере применения РРО и т. п.).
С 24 апреля вступают в силу изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденное решением НКЦБФР от 03.12.13 г. № 2826. В частности, установлено:
Кроме того, изложены в новой редакции приложения 1, 5, 11, 15, 29, 38, 39, 44 к Положению (решение НКЦБФР от 24.12.19 г. № 781).
С 25 апреля ГНС должна обеспечить продажу марок акцизного налога для алкогольных напитков нового образца, утвержденных постановлением КМУ от 12.02.20 г. № 74. Напомним, с 1 мая для алкогольных напитков отечественного и импортного производства вводятся новые акцизные марки.
С 27 апреля облегчается доступ к финансовым услугам (в частности, открытие банковского счета или депозита в украинских финансовых учреждениях) для граждан Украины, которые зарегистрированы (имеют постоянное место проживания) на временно оккупированной территории АР Крым и г. Севастополя. В этих целях Нацбанк отменяет специальные нормы применения валютного законодательства к таким гражданам Украины и восстанавливает статус их резидентности (постановление Правления НБУ от 17.03.20 г. № 31).
С 28 апреля вступает в силу Закон от 06.12.19 г. № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (см. консультацию «Как сейчас работает финмониторинг в Украине и чего ожидать в ближайшей перспективе» https://uteka.ua/publication/commerce-12-proverki-i-yuridicheskaya-podderzhka-4-kak-sejchas-rabotaet-finmonitoring-v-ukraine-i-chego-ozhidat-v-blizhajshej-perspektive).
С 28 апреля субъекты аудиторской деятельности (кроме тех, которые осуществляют свою деятельность единолично; без создания юрлица) отнесены к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ). С учетом этого
Аудиторская палата Украины уведомила таких субъектов о возложенных на них обязанностях:
30 апреля истекает срок действия налоговых преференций, введенных на время карантина с 1 марта:
30 апреля истекает срок действия постановления КМУ от 19.10.18 г. № 867, которым с 1 ноября 2018 года были определены объем и условия выполнения специальных обязанностей, которые возлагаются на субъектов рынка природного газа для обеспечения общеобщественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа.
Не позднее 1 мая совладельцы многоквартирных домов (далее – совладельцы) независимо от выбранной ими формы управления домом обязаны принять решение о модели организации договорных отношений (далее – модель) с исполнителями коммунальных услуг (за исключением услуг по поставке электроэнергии и природного газа) относительно каждого вида услуги согласно ч. 1 ст. 14 Закона от 09.11.17 г. № 2189-VIII, а исполнители – заключить с совладельцами договоры о предоставлении соответствующих услуг согласно выбранной совладельцами модели.
В случае неизбрания совладельцами самостоятельно одной из моделей и/или в случае, если они не придут к соглашению с исполнителем соответствующей коммунальной услуги о размере платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, между таким исполнителем и каждым совладельцем после 1 мая будет заключен индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги с учетом особенностей, определенных ч. 7 ст. 14 данного Закона.
До 1 мая Госгеокадастр должен создать возможности для представления документации по землеустройству на согласование в электронной форме и проверки разработчиком состояния согласования такой документации с помощью веб-сайта Госгеокадастра. Это связано с началом реализации с 1 мая пилотного проекта по введению принципа экстерриториальности согласования документации по землеустройству терорганами Госгеокадастра (постановление КМУ от 03.03.20 г. № 208).
На II квартал определена ставка взноса на регулирование в размере 0,049 %. Взнос платят СХ, указанные в Реестре СХ, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, деятельность которых регулируется НКРЭКУ независимо от форм собственности, в частности:
Статистическая отчетность
Приказами Госстата вводятся в действие обновленные статистические формы:
за I квартал:
Во время заполнения обновленной формы следует руководствоваться разъяснением Госстата от 14.06.19 г. № 19.1.2-12/21-19. С 1 апреля является недействительным разъяснение Госстата от 19.06.17 г. № 17.4-12/3 относительно заполнения предыдущей формы;
с отчета за январь – март:
Во время заполнения обновленной формы № 13-зез (квартальна) следует руководствоваться разъяснением Госстата от 13.06.19 г. № 19.1.2-12/14-19. С 1 апреля является недействительным разъяснение Госстата от 09.07.18 г. № 17.4-12/20 относительно заполнения предыдущей формы;
за вторую неделю апреля:
Во время заполнения этой формы следует руководствоваться разъяснением Госстата от 14.06.19 г. № 19.1.2-12/23-19.