Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательстве, действующие с апреля 2020 года

30.03.2020 2682 0 1

С 1 апреля вступила в силу ст. 233 Налогового кодекса (далее – НК), согласно которой ГНС автоматически сопоставляет показатели объемов оборота и остатков горючего, показатели объемов оборота спирта этилового. Таким образом проверяется полнота декларирования и уплаты акцизного налога с объемов ввезенного на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ), произведенного и реализованного на ТТУ горючего или спирта этилового. 

Во время сопоставления сравниваются показатели из СЭАРГ и СЭ с показателями Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре (далее – ЕГР-1) и Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового (далее – ЕГР-2) относительно объемов оборота спирта этилового в разрезе кодов согласно УКТВЭД акцизных складов (далее – АС) и распорядителей АС. Порядок сопоставления показателей утверждается КМУ.

С 1 апреля к распорядителю АС, на АС которого расположены резервуары общей вместимостью не более 1 000 м3 (кроме распорядителя, который до 01.07.19 г. не подпадал под определение плательщика налога в соответствии с п. 212.1 НК), применяются нормы п. 1281.1 НК, которыми предусмотрена ответственность за нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на АС (п. 18 подразд. 5 разд. ХХ НК). 

За необорудование и/или отсутствие регистрации в ЕГР-1 уровнемера-счетчика на введенном в эксплуатацию резервуаре, расположенном на АС, и/или расходомера-счетчика на месте отпуска горючего наливом с АС, расположенного на АС, а также необорудование и/или отсутствие регистрации в ЕГР-2 расходомера-счетчика спирта этилового на месте получения и отпуска спирта этилового, расположенного на АС, применяется штраф в размере 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с АС или за каждое место получения и отпуска спирта этилового, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового. Штраф за повторное нарушение в течение года составляет 50 000 грн.

С 1 апреля за непредставление электронных документов с АС, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1 000 м3, налагается штраф в размере 1 000 грн за каждый неподанный электронный документ, предусмотренный п. 1281.3 НК (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НК).

С 1 апреля вступил в силу Закон от 17.03.20 г. № 532-IX (см. информацию в «Карантин: Верховная рада приняла антикризисные законы» https://uteka.ua/publication/commerce-12-karantyn-122-karantin-verxovnaya-rada-prinyala-antikrizisnye-zakony), которым в целях повышения доступности лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, закупаемые за средства госбюджета, и в целях повышения их доступности внесены изменения в НК, которыми введены налоговые преференции по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ. 

Перечень лекарственных средств, медизделий и/или медоборудования, необходимых для предотвращения коронавирусной болезни (COVID-19), которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на ТТУ освобождаются от обложения НДС, утвержден постановлением КМУ от 20.03.20 г. № 224.

С 1 апреля реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий осуществляется для всех видов медицинской помощи (Закон от 19.10.17 г. № 2168-VIII).

С 1 апреля все предоставители медицинских услуг, которые заключили с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ) договоры о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий на предоставление медицинских услуг, обязаны вносить в электронную систему здравоохранения (далее – ЭСЗО) записи о направлении пациентов при условии наличия соответствующей технической возможности. Такая возможность возникает с даты обнародования на веб-сайте ЭСЗО информации о подключенных к центральной базе данных электронных медицинских информационных системах и соответствующем расширении их функциональных возможностей (приказ Минздрава от 28.02.20 г. № 586). 

С 1 апреля все предоставители медицинских услуг, которые заключили договоры с НСЗУ о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, и привлеченные к выполнению такого договора лица обязаны вносить медицинские записи о предоставлении медицинских услуг в амбулаторных условиях, о госпитализации, выписки из стационара, записи о направлениях и рецептах на лекарственные средства, которые подлежат реимбурсации, в Реестр медицинских записей, записей о направлениях и рецептах в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздрава от 28.02.20 г. № 587. 

Установлено, что необходимым условием такого внесения является наличие технической возможности в ЭСЗ. 

С 1 апреля установлен тариф на услуги поставщика «последней надежды» на II квартал 2020 года на уровне 367,73 грн/МВт•ч (без учета НДС) (постановление НКРЭКУ от 13.03.20 г. № 611).

С 12 апреля обновлен порядок определения банков-агентов Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее – Фонд), установленный решением исполнительной дирекции Фонда от 12.07.12 г. № 6. Определено, что банки, включенные в перечень банков-агентов Фонда по состоянию на 12 апреля, сохраняют свой статус банка-агента до исключения их из числа банков-агентов в соответствии с Положением, утвержденным решением исполнительной дирекции Фонда от 09.01.20 г. № 35.

С 18 апреля реклама объектов строительства в целях отчуждения такого объекта и его частей (в т. ч. жилых и нежилых помещений) относительно объекта строительства, который сооружается за негосударственные средства, привлеченные от физических и юридических лиц, в частности в управление, разрешается, как и раньше, только при наличии прав, предусмотренных ч. 1 ст. 251 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270). При этом для жилых домов – также при наличии у субъекта хозяйствования (далее – СХ), который привлекает средства вышеназванных лиц для финансирования сооружения жилого дома, лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финуслуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), а именно управление имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществление операций с недвижимостью в соответствии с Законом от 19.06.03 г. № 978-IV, или свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, выполнение обязательств по которым обеспечивается сооружаемой единицей недвижимости.

Такая реклама должна содержать реквизиты документов, предусмотренных ч. 1 ст. 251 Закона № 270. До 18 апреля реклама должна также содержать идентификатор объекта строительства в Единой государственной электронной системе в сфере строительства (для объектов, право на выполнение строительных работ по которым приобретено после ввода этой системы в строительстве) (Закон от 02.10.19 г. № 139-IX).

С 19 апреля вводится в действие Закон от 19.09.19 г. № 114-IX (далее – Закон № 114), которым в новой редакции изложен Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках». При этом разд. VI вводится в действие с 19 октября. Закон обновлен в целях гармонизации правил публичных закупок со стандартами ЕС (имплементированы новые элементы регулирования публичных закупок и усовершенствованы существующие). Среди новаций можно назвать введение:

  • новых терминов, таких как аномально низкая цена тендерного предложения, стоимость жизненного цикла, электронный каталог, техническая спецификация к предмету закупки, упрощенная закупка, предложение упрощенной закупки и победитель упрощенной закупки (ст. 1);
  • категории заказчиков: органы государственной власти и органы местного самоуправления; органы социального страхования; предприятия, учреждения, организации; юрлица и/или СХ, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования (п. 1–4 ч. 1 ст. 2). В целях анализа рынка заказчикам предоставляется право проводить предварительные рыночные консультации через электронную систему закупок (далее – ЭСЗ), в том числе запрашивать и получать рекомендации и информацию от СХ (ч. 4 ст. 2);
  • упрощенных закупок; новой конкурентной процедуры закупок – торгов с ограниченным участием (вводится с 19 октября); определение аномально низкой цены тендерного предложения; возможности исправления несоответствия в информации и/или документах, поданных в составе тендерного предложения, в течение 24 часов; изменения в критериях оценки.

Внесены изменения в КУоАП, которыми изменены размеры и субъекты наложения штрафа. Напомним, в настоящий момент согласно ст. 16414 за нарушение законодательства о закупках служебные (должностные), уполномоченные лица караются штрафом в размере от 700 до 1 000 НМДГ (от 11 900 до 17 000 грн). С 19 апреля налагается штраф:

  • на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика:
  • в размере 100 НМДГ (1 700 грн) – за нарушение порядка определения предмета закупки; несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений к тендерной документации, если такая документация составлена с несоблюдением норм закона; размер обеспечения тендерного предложения, установленный в тендерной документации, превышает пределы, определенные законом; необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках; непредоставление информации, документов в случае, если это предусмотрено законом; нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения. Штраф за повторное нарушение в течение года удваивается;
  • от 1 500 до 3 000 НМДГ (от 25 500 до 51 000 грн) – в случае приобретения товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок; применение конкурентного диалога или торгов с ограниченным участием, или переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом; неотклонение тендерных предложений, которые по закону должны быть отклонены; отклонение тендерных предложений на основаниях, не предусмотренных законом, или безосновательное отклонение; заключение с участником, который стал победителем процедуры закупки, договора о закупке, условия которого не соответствуют тендерной документации и/или тендерному предложению победителя процедуры закупки; внесение изменений в существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных законом; внесение недостоверных персональных данных в ЭСЗ и необновление в случае их изменения; нарушение сроков обнародования тендерной документации. В случае повторного в течение года правонарушения размер штрафа составляет от 3 000 до 5 000 НМДГ (от 51 000 до 85 000 грн);

руководителя заказчика:

  • от 2 000 до 5 000 НМДГ (от 34 000 до 85 000 грн) – за невыполнение решения АМК как органа обжалования по результатам рассмотрения жалоб субъектов обжалования;
  • от 2 000 до 10 000 НМДГ (от 34 000 до 170 000 грн) – за заключение договоров, которые предусматривают оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок.

Уточнено, что в случае закрытия уголовного производства, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения админвзыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца (было – через месяц) со дня принятия решения о закрытии уголовного производства (ст. 38 КУоАП).

Установлено, что процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до 19 апреля (дата вступления в силу Закона № 114), завершаются в порядке, действовавшем до его вступления в силу. Договоры о закупке, заключенные в порядке и на условиях, определенных до

19 апреля, выполняются в полном объеме до окончания срока, на который они были заключены. Изменения в такие договоры вносятся в порядке и на условиях, предусмотренных до этой даты (п. 5, 6 разд. X Закона № 114).

С 19 апреля по 19 июля Закон № 922 не распространяется на закупки, предметом которых являются товары, работы или услуги, необходимые для предотвращения возникновения и распространения, локализации и ликвидации вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), в соответствии с перечнем товаров, работ или услуг и порядком их закупки, утвержденными КМУ. По результатам такой закупки в ЭСЗ заказчик должен обнародовать отчет о договоре о закупке (далее – договор), заключенном без использования ЭСЗ, договор и все приложения к нему, отчет о выполнении договора согласно ст. 10 Закона № 922. За несоблюдение этих требований виновные лица привлекаются к ответственности. 

С 19 апреля за нарушение порядка определения предмета закупки; несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений содержания тендерной документации; составление тендерной документации с несоблюдением требований закона; превышение размера обеспечения тендерного предложения в такой документации пределов, установленных законом; необнародование или нарушение сроков и порядка обнародования информации о закупках, осуществляемых согласно Закону от 17.03.20 г. № 530-IX (далее – Закон № 530), налагается штраф на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика в размере 100 НМДГ (1 700 грн). Размер штрафа удваивается в случае совершения таким лицом в течение года повторного правонарушения.

С 19 апреля на 1 августа перенесено вступление в силу норм Законов от 20.09.19 г. № 128-ІХ и № 129-ІХ, которыми предусматривается внесение изменений в НК и Закон от 06.07.95 г. № 265/95-ВР в целях детенизации расчетов (внедрение программных РРО как альтернативы классическим РРО, усиление ответственности за нарушения в сфере применения РРО и т. п.). 

С 24 апреля вступают в силу изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденное решением НКЦБФР от 03.12.13 г. № 2826. В частности, установлено:

  • в уведомлениях о возникновении особой информации об эмитенте должны указываться наименование, идентификационный код юрлица, страна регистрации юрлица и номер свидетельства о включении в Реестр лиц, уполномоченных предоставлять информационные услуги на фондовом рынке, лица, которое подает отчетность и/или административные данные в НКЦБФР (в случае неподачи информации в НКЦБФР эмитентом непосредственно);
  • если ПАО, 100 % акций которого прямо или косвенно принадлежат одному лицу (кроме общества, 100 % акций которого прямо или косвенно принадлежат государству):
  • изменит структуру собственности, в результате чего 100 % его акций прямо или косвенно станет принадлежать более чем одному лицу, такое общество раскрывает информацию как ПАО;
  • относится к предприятию, которое представляет общественный интерес согласно Закону от 16.07.99 г. № 996-XIV, такое общество обнародует отчетность в объеме, установленном данным Законом. 

Кроме того, изложены в новой редакции приложения 1, 5, 11, 15, 29, 38, 39, 44 к Положению (решение НКЦБФР от 24.12.19 г. № 781).

С 25 апреля ГНС должна обеспечить продажу марок акцизного налога для алкогольных напитков нового образца, утвержденных постановлением КМУ от 12.02.20 г. № 74. Напомним, с 1 мая для алкогольных напитков отечественного и импортного производства вводятся новые акцизные марки.

С 27 апреля облегчается доступ к финансовым услугам (в частности, открытие банковского счета или депозита в украинских финансовых учреждениях) для граждан Украины, которые зарегистрированы (имеют постоянное место проживания) на временно оккупированной территории АР Крым и г. Севастополя. В этих целях Нацбанк отменяет специальные нормы применения валютного законодательства к таким гражданам Украины и восстанавливает статус их резидентности (постановление Правления НБУ от 17.03.20 г. № 31).

С 28 апреля вступает в силу Закон от 06.12.19 г. № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (см. консультацию «Как сейчас работает финмониторинг в Украине и чего ожидать в ближайшей перспективе» https://uteka.ua/publication/commerce-12-proverki-i-yuridicheskaya-podderzhka-4-kak-sejchas-rabotaet-finmonitoring-v-ukraine-i-chego-ozhidat-v-blizhajshej-perspektive). 

С 28 апреля субъекты аудиторской деятельности (кроме тех, которые осуществляют свою деятельность единолично; без создания юрлица) отнесены к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ). С учетом этого

Аудиторская палата Украины уведомила таких субъектов о возложенных на них обязанностях:

  • разработать, ввести и обновлять правила финмониторинга, программы проведения первичного финмониторинга и другие внутренние документы по вопросам финмониторинга с учетом требований законодательства, результатов национальной оценки рисков и оценки рисков;
  • назначить работника, ответственного за проведение финмониторинга и принять меры к прохождению им соответствующего обучения в этой сфере в течение трех месяцев со дня его назначения, а также повышения квалификации такого работника путем прохождения обучения не менее одного раза в 3 года на базе соответствующего заведения образования, которое относится к сфере управления специально уполномоченного органа, и в других заведениях образования по согласованию с данным органом;
  • постоянно принимать меры по подготовке персонала в целях надлежащего выполнения требований данного Закона (письмо АПУ от 30.01.20 г. № 01-01-21/63).

30 апреля истекает срок действия налоговых преференций, введенных на время карантина с 1 марта:

  • относительно неначисления и неуплаты платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц и используются ими в хозяйственной деятельности. При этом плательщики платы за землю (кроме физических лиц), которые согласно п. 286.2 НК подали налоговую декларацию, имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за соответствующие месяцы. Физическим лицам такой перерасчет осуществляет контролирующий орган (п. 524 подразд. 10 разд. ХХ НК);
  • непризнание объектом обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии со ст. 266 НК объектов нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических или юридических лиц. При этом плательщики этого налога (кроме физических лиц), которые согласно пп. 266.7.5 НК подали налоговую декларацию, имеют право подать уточняющую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства по уплате налога на недвижимость за соответствующие месяцы. Физлицам такой перерасчет осуществляет контролирующий орган (п. 525 подразд. 10 разд. ХХ НК).

30 апреля истекает срок действия постановления КМУ от 19.10.18 г. № 867, которым с 1 ноября 2018 года были определены объем и условия выполнения специальных обязанностей, которые возлагаются на субъектов рынка природного газа для обеспечения общеобщественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа.

Не позднее 1 мая совладельцы многоквартирных домов (далее – совладельцы) независимо от выбранной ими формы управления домом обязаны принять решение о модели организации договорных отношений (далее – модель) с исполнителями коммунальных услуг (за исключением услуг по поставке электроэнергии и природного газа) относительно каждого вида услуги согласно ч. 1 ст. 14 Закона от 09.11.17 г. № 2189-VIII, а исполнители – заключить с совладельцами договоры о предоставлении соответствующих услуг согласно выбранной совладельцами модели. 

В случае неизбрания совладельцами самостоятельно одной из моделей и/или в случае, если они не придут к соглашению с исполнителем соответствующей коммунальной услуги о размере платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, между таким исполнителем и каждым совладельцем после 1 мая будет заключен индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги с учетом особенностей, определенных ч. 7 ст. 14 данного Закона.

До 1 мая Госгеокадастр должен создать возможности для представления документации по землеустройству на согласование в электронной форме и проверки разработчиком состояния согласования такой документации с помощью веб-сайта Госгеокадастра. Это связано с началом реализации с 1 мая пилотного проекта по введению принципа экстерриториальности согласования документации по землеустройству терорганами Госгеокадастра (постановление КМУ от 03.03.20 г. № 208).

На II квартал определена ставка взноса на регулирование в размере 0,049 %. Взнос платят СХ, указанные в Реестре СХ, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, деятельность которых регулируется НКРЭКУ независимо от форм собственности, в частности: 

  • по производству, передаче, распределению, поставке электроэнергии; 
  • транспортировке, распределению, хранению (закачке, отбору), предоставлению услуг установки LNG, поставке природного газа; 
  • транспортировке нефти, нефтепродуктов и других веществ трубопроводным транспортом; 
  • производству теплоэнергии на теплогенерирующих установках, в том числе установках для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, транспортировки ее магистральными и местными (распределительными) теплосетями, поставке теплоэнергии в объемах сверх уровня, установленного лицензионными условиями; 
  • централизованной поставке воды и водоотведению в объемах сверх уровня, установленного лицензионными условиями (постановление НКРЭКУ от 20.03.20 г. № 717).

Статистическая отчетность

Приказами Госстата вводятся в действие обновленные статистические формы:

за I квартал:

  • по статистике транспорта – № 31-авто (квартальна) «Отчет о перевозке автомобильным транспортом грузов по видам грузов и пассажиров по видам сообщения», которая распространяется на юрлица и их обособленные подразделения. С 1 апреля утратил силу приказ Госстата от 14.06.17 г. № 137, которым утверждена предыдущая форма (приказ от 14.06.19 г. № 214). 

Во время заполнения обновленной формы следует руководствоваться разъяснением Госстата от 14.06.19 г. № 19.1.2-12/21-19. С 1 апреля является недействительным разъяснение Госстата от 19.06.17 г. № 17.4-12/3 относительно заполнения предыдущей формы;

с отчета за январь – март:

  • по статистике инвестиций внешнеэкономической деятельности – № 10-зез (квартальна) «Отчет предприятия с иностранными инвестициями» (распространяется на юрлица, представительства иностранных юрлиц в Украине) и № 13-зез (квартальна) «Отчет предприятия об инвестициях за границу» (распространяется на юрлица). С 1 апреля утратил силу приказ Госстата от 09.07.18 г. № 139 в части форм № 10-зез (квартальна) и № 13-зез (квартальна) (приказ от 13.06.19 г. № 206).

Во время заполнения обновленной формы № 13-зез (квартальна) следует руководствоваться разъяснением Госстата от 13.06.19 г. № 19.1.2-12/14-19. С 1 апреля является недействительным разъяснение Госстата от 09.07.18 г. № 17.4-12/20 относительно заполнения предыдущей формы;

за вторую неделю апреля:

  • по статистике транспорта – № 51-вант (2 рази на рік) «Обследование физического лица – предпринимателя, который осуществляет грузовые автомобильные перевозки на коммерческой основе», которая распространяется на физлиц-предпринимателей (приказ от 14.06.19 г. № 216). 

Во время заполнения этой формы следует руководствоваться разъяснением Госстата от 14.06.19 г. № 19.1.2-12/23-19.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы