Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в налогообложении с 1 января 2025 года для физлиц и ФЛП: нормы Закона № 4113

Главное

30.12.2024 183 0 0

Закон от 04.12.2024 № 4113-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования развития цифровой экономики в Украине» (далее – Закон № 4113) вступает в силу с 1 января 2025 года, кроме отдельных положений, которые касаются уточнения порядка уплаты военного сбора, которые вступают в силу со дня, следующего за днем ​​опубликования Закона № 4113, и применяются к периодам со дня вступления в силу Закона от 10.10.2024 № 4015-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в период действия военного положения» (далее – Закон № 4015), то есть с 1 декабря 2024 года.

Новациями Закона № 4113 являются:

  • уточнено положение Налогового кодекса (далее – НК) относительно применения резидентами Дія Сіті соответствующей ставки НДФЛ и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – ЕСВ) при выплате доходов налогоплательщикам – специалистам резидента Дія Сіті;
  • уточнено положение НК относительно порядка уплаты НДФЛ с доходов налогоплательщиков – специалистов резидента Дія Сіті за соответствующие календарные месяцы, в которых резидент Дія Сіті не отвечал соответствующим требованиям профильного законодательства;
  • определен порядок уплаты НДФЛ и ЕСВ с доходов налогоплательщиков – специалистов резидента Дія Сіті, зарегистрированного как стартап;
  • уточнен порядок уплаты военного сбора отдельными плательщиками сбора;
  • освобождены самозанятые лица (физические лица – предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность), которые призваны на военную службу во время мобилизации или привлечены к исполнению обязанностей по мобилизации, от начисления, уплаты и подачи отчетности по военному сбору на весь период их военной службы.

Изменения в уплате НДФЛ и ЕСВ резидентами

1. В соответствии с пп. 170.141.2 НК по ставке НДФЛ, определенной п. 167.2 НК (5 %), облагаются налогом доходы налогоплательщика – специалиста резидента Дія Сіті, которые выплачиваются в его пользу резидентом Дія Сіті в виде:

  • заработной платы;
  • вознаграждения по гиг-контракту, заключенному в порядке, предусмотренном Законом от 15.07.2021 № 1667-IX «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» (далее – Закон № 1667), в том числе вознаграждения за создание и переход прав на произведения, созданные по заказу;
  • авторского вознаграждения за создание служебного произведения и переход прав на служебные произведения.

Изменениями, внесенными Законом № 4113, уточнено положение НК и четко определено, что ставка НДФЛ в размере 5 % к указанным доходам применяется, начиная с календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті.

Доходы специалистов резидента Дія Сіті, которые были начислены (выплачены) в календарном месяце, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті, облагаются налогом по ставке 18 %.

2. Изменениями к пп. 170.141.5 НК уточнен порядок уплаты НДФЛ с доходов налогоплательщиков – специалистов резидента Дія Сіті за соответствующие календарные месяцы, в которых резидент Дія Сіті не отвечал соответствующим требованиям профильного законодательства.

Для применения резидентом Дея Сити к доходам налогоплательщиков – специалистов резидента Дія Сіті ставки НДФЛ в размере 5 % он должен отвечать в соответствующем месяце требованиям, определенным п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667, а именно: размер среднего месячного вознаграждения привлеченным работникам и гиг-специалистов должен составлять не менее эквивалента 1 200 евро, а среднесписочное количество работников и гиг-специалистов должно составлять не менее 9 человек.

С учетом изменений, внесенных Законом № 4113, установлено, что если налоговый агент – резидент Дія Сіті в соответствующий календарный месяц не отвечал указанным требованиям, такой налоговый агент обязан в пределах налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного ЕСВ самостоятельно начислить НДФЛ по ставке 18 % относительно доходов специалистов резидента Дія Сіті, которые были начислены (выплачены) в течение такого календарного месяца, и за свой счет уплатить (перечислить) до подачи налогового расчета НДФЛ в бюджет за вычетом налога, уплаченного (перечисленного) в бюджет с таких доходов.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 предоставлено право юридическому лицу, отвечающему не всем требованиям для резидента Дія Сіті, находиться в указанном статусе, но не дольше чем до 31 декабря календарного года, следующего за календарным годом, в котором оно приобрело статуса резидента Дія Сіті, при условии соблюдения требований, установленных ч. 3 ст. 5 Закона № 1667.

Законом № 4113 п. 170.141 НК дополнен новым подпунктом, которым определен порядок применения такими юридическими лицами соответствующей ставки НДФЛ.

Так, установлено, что к 31 декабря календарного года, следующего за календарным годом, в котором налоговый агент приобретет статус резидента Дія Сіті, к доходам, выплачиваемым специалистам резидента Дія Сіті, применяется ставка НДФЛ в размере 5 % и в том календарном месяце, в котором они не соответствовали требованию, определенному п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 (среднесписочное количество работников и гиг-специалистов может составлять менее 9 человек).

Если после наступления 31 декабря календарного года, следующего за календарным годом, в котором они приобрели статус резидента Дія Сіті, такой налоговый агент – резидент Дія Сіті продолжает не отвечать требованию, определенному п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667, такой налоговый агент – резидент Дія Сіті обязан в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, самостоятельно начислить и уплатить (перечислить) за свой счет в бюджет НДФЛ по ставке 18 % относительно доходов специалистов резидента Дія Сіті, выплаченных в течение последних трех месяцев календарного года, следующего за календарным годом, в котором налоговый агент получил статус резидента Дія Сіті, за вычетом налога, уплаченного (перечисленного) в бюджет с таких доходов.

При этом сумма такого уплаченного (перечисленного) налога налоговым агентом не включается в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода специалистов резидента Дія Сіті.

Согласно п. 2 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4113 положения нового абзаца второго пп. 170.141.6 НК относительно необходимости доплаты НДФЛ налоговым агентом – резидентом Дія Сіті, который продолжает не отвечать требовани., указанному в п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667, после наступления 31 декабря соответствующего календарного года, применяются к резидентам Дія Сіті, которые приобретают статус резидента Дія Сіті в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 1667, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу в силу Закона № 4113, то есть с 1 февраля 2025 года.

4. Изменениями к ч. 141 ст. 8 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) уточнен порядок применения соответствующей ставки ЕСВ новыми резидентами Дія Сіті.

На сегодняшний день ЕСВ для плательщика – резидента Дія Сіті, который в календарном месяце отвечал требованиям, определенным п. 2, 3 ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 5 Закона № 1667 (размер среднего месячного вознаграждения привлеченным работникам и гиг-специалистам должен составлять не менее эквивалента 1 200 евро, среднесписочное количество работников и гиг-специалистов должно составлять не менее 9 человек, общая сумма налогового долга в течение 30 дней не превышает 10 минимальных заработных плат (исходя из размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего календарного года) устанавливается:

  • на сумму начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда», – в размере минимального страхового взноса;
  • на сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (оказание услуг) по гиг-контрактам, заключенным в порядке, предусмотренном Законом № 1667, – в размере минимального страхового взноса.

Изменениями, внесенными Законом № 4113, уточнено положение Закона № 2464 и четко определено, что ЕСВ в размере минимального страхового взноса с указанных доходов уплачивается резидентом Дія Сіті начиная с календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором плательщиком приобретен статус резидента Дія Сіті.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 предоставлено право юридическому лицу, отвечающему не всем требованиям для резидента Дія Сіті, находиться в указанном статусе, но не дольше чем до 31 декабря календарного года, следующего за календарным годом, в котором оно приобрело статуса резидента Дія Сіті, при условии соблюдения требований, установленных ч. 3 ст. 5 Закона № 1667.

Законом № 4113 ч. 141 ст. 8 Закона № 2464 дополнена новыми положениями, которыми определен порядок применения такими юридическими лицами соответствующей ставки ЕСВ.

Так, установлено, что такие юридические лица до 31 декабря календарного года, следующего за календарным годом, в котором они приобрели статус резидента Дія Сіті, уплачивают ЕСВ в размере минимального страхового взноса и в таком календарном месяце, в котором они не соответствовали требованию, определенному п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 (среднесписочное количество работников и гиг-специалистов может составлять менее 9 человек).

Если после наступления указанного срока такой плательщик – резидент Дія Сіті  продолжает не соответствовать требованию, определенному п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667, такой плательщик – резидент Дія Сіті  обязан в месячный срок самостоятельно доначислить и уплатить ЕСВ по ставке в размере 22 % (8,41 % за наемного работника с инвалидностью) относительно доходов, выплаченных в течение каждого отчетного периода, когда плательщик не соответствовал указанному требованию, в пределах последних трех месяцев календарного года, следующего за календарным годом, в котором плательщик приобрел статус резидента Дія Сіті, за вычетом ЕСВ, уплаченного в размере минимального страхового взноса за такие отчетные периоды.

К таким доначисленным суммам не применяется штраф в размере 10 % доначисленной суммы, установленный п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464.

В соответствии с п. 2 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4113 положения ч. 141 ст. 8 Закона № 2464 о необходимости доплаты ЕСВ применяются к резидентам Дія Сіті, приобретающим статус резидента Дія Сіті в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 16 начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу Закона № 4113, то есть с 1 февраля 2025 года.

Относительно законодательных изменений в проведении военного сбора

Касательно уплаты военного сбора с доходов, полученных физическими лицами – предпринимателями
от осуществления хозяйственной деятельности (кроме плательщиков единого налога)

1 декабря 2024 года вступил в силу Закон № 4015, которым, в частности, увеличен размер ставки военного сбора с 1,5 % до 5 %, в том числе для физических лиц – предпринимателей (далее – ФЛП), не являющихся плательщиками единого налога.

Вместе с тем, Законом № 4113 установлено, что годовое налоговое обязательство по военному сбору с доходов плательщиков, определенных п. 162.1 НК, включаемых в состав общего годового налогооблагаемого дохода за 2024 год отчетный (налоговый) год и окончательный расчет налоговых обязательств, относительно которых проводится в поданной годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, в том числе с иностранных доходов, определяется по ставке военного сбора в размере 1,5 % (кроме доходов от операций с имуществом, дохода в виде стоимости унаследованного или полученного в подарок имущества).

Ставка военного сбора в размере 5 % применяется к доходам, включаемым в состав общего годового налогооблагаемого дохода и окончательный расчет налоговых обязательств по которым проводится в поданной годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, начисленных (выплаченных) налогоплательщикам начиная с 1 января 2025 года.

Налогообложение доходов, полученных физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, регулируется ст. 177 НК.

Так, доходы физических лиц – предпринимателей, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставке, определенной п. 167.1 НК (п. 177.1 НК).

Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого ФЛП (п. 177.2 НК).

Кроме того, п. 164.1 НК, в частности, определено, что базой обложения НДФЛ для доходов, полученных от осуществления хозяйственной деятельности или независимой профессиональной деятельности, является чистый годовой налогооблагаемый доход, определяемый в соответствии с п. 177.2 и 178.3 НК.

Окончательный расчет НДФЛ за отчетный налоговый год проводится плательщиком самостоятельно согласно данным, указанным в годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, с учетом уплаченного им в течение года НДФЛ на основании документального подтверждения факта его уплаты (пп. 177.5 .3 НК).

Физические лица – предприниматели подают годовую налоговую декларацию в срок, определенный пп. 49.18.4 НК, в которой наряду с доходами от предпринимательской деятельности должны указываться другие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы, а также сведения о суммах ЕСВ, начисленного на доходы от предпринимательской деятельности в размерах, определенных в соответствии с законом (п. 177.11 НК).

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора с доходов плательщиков сбора, указанных в пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК, проводится в порядке, установленном разд. IV НК, с учетом особенностей, определенных подразд. 1 данного раздела, по ставке, определенным пп. 1 пп. 1.3 данного пункта (пп. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Следовательно, расчет налогового обязательства по военному сбору для доходов, полученных ФОТ от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, проводится за отчетный (налоговый) год исходя из базы налогообложения.

Учитывая указанное, к чистому налогооблагаемому доходу за 2024 год, полученному ФЛП, не являющемуся плательщиком единого налога, от осуществления хозяйственной деятельности, применяется ставка военного сбора в размере 1,5 %.

При этом такие доходы, полученные таким налогоплательщиком начиная с 1 января 2025 года, облагаются налогом по ставке военного сбора в размере 5 %.

Относительно уплаты военного сбора физлицами-предпринимателями – плательщиками единого налога

1 декабря 2024 вступил в силу Закон № 4015, которым внесены изменения в НК, и определены ФЛП – плательщики единого налога плательщиками военного сбора.

Законом № 4113 уточнен порядок уплаты военного сбора отдельными плательщиками сбора.

Военный сбор для ФЛП – плательщиков единого налога (кроме электронных резидентов (э-резидентов) устанавливается с 1 января 2025 года по 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, введенное Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2020 «О введении военного положения в Украине», утвержденном Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине».

Ставка военного сбора для ФЛП – плательщиков единого налога:

  • первой, второй и четвертой групп – 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете на календарный месяц (в 2025 году – 800 грн);
  • третьей группы – 1 % от дохода, определенного в соответствии со ст. 292 НК.

ФЛП – плательщики единого налога первой, второй и четвертой групп уплачивают военный сбор путем осуществления авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца. Такие плательщики могут осуществить уплату военного сбора авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца отчетного года. Начисление авансовых взносов для таких плательщиков военного сбора осуществляется контролирующими органами.

ФЛП – плательщики единого налога третьей группы уплачивают военный сбор в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации плательщика единого налога за налоговый (отчетный) квартал.

ФЛП – плательщики единого налога отражают суммы военного сбора (в т. ч. ежемесячные авансовые взносы военного сбора) в составе налоговой декларации плательщика единого налога.

Об ответственности

Неуплата (неперечисление) или уплата (перечисление) не в полном объеме ФЛП – плательщиками единого налога первой, второй и четвертой групп авансовых взносов по военному сбору в порядке и сроки, определенные НК, влечет наложение штрафа в размере 50 % ставки военного сбора, определенной НК.

ФЛП – плательщики единого налога третьей группы за нарушение правил уплаты (перечисления) сумм военного сбора привлекаются к ответственности в виде штрафа в размерах, определенных ст. 124 НК.

Относительно права не уплачивать и освобождение от уплаты военного сбора

1. Плательщики военного сбора – ФЛП – плательщики единого налога первой и второй групп, налоговый адрес которых находится на территориях боевых действий или на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины по состоянию на дату начала боевых действий или временной оккупации, вправе не уплачивать военный сбор за период с первого числа месяца, в котором начались боевые действия на соответствующей территории, возникла возможность боевых действий или началась временная оккупация такой территории до последнего числа месяца, в котором были завершены такие активные боевые действия, прекращена возможность боевых действий или завершена временная оккупация.

При этом, если плательщики сбора – ФЛП – плательщики единого налога первой и второй групп не уплачивают единый налог и военный сбор, такие лица не заполняют декларацию плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя за период, в котором единый налог и военный сбор не уплачивался.

2. Плательщики военного сбора – ФЛП – плательщики единого налога первой и второй групп, не использующие труд наемных лиц, освобождаются от уплаты военного сбора в течение одного календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни, продолжающейся 30 и более календарных дней, что подтверждается извлечением из Электронного реестра листков нетрудоспособности.

Об учете сумм уплаченного военного сбора при расчете минимального налогового обязательства

Законом № 4113 установлено, что с 1 января 2025 года по 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, введенное Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», при исчислении разницы между суммой общего минимального налогового обязательства и общей суммой уплаченных налогов, сборов, платежей и расходов на аренду земельных участков плательщиками единого налога второй, третьей группы и физлицами-предпринимателями – плательщиками единого налога четвертой группы в общую сумму уплаченных налогов, сборов, платежей и расходов на аренду земельных участков, определенных п. 2971.2– 2971.5 НК, включаются суммы уплаченного военного сбора.

Относительно уплаты военного сбора с доходов, полученных физическими лицами,
осуществляющими независимую профессиональную деятельность

Законом № 4113 уточнен порядок уплаты военного сбора отдельными плательщиками сбора.

Законом № 4113 установлено, что годовое налоговое обязательство по военному сбору с доходов плательщиков, определенных п. 162.1 НК, включаемых в состав общего годового налогооблагаемого дохода за 2024 отчетный (налоговый) год и окончательный расчет налоговых обязательств, по которым осуществляется в поданной годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, в том числе с иностранных доходов, определяется по ставке военного сбора в размере 1,5 % (кроме доходов от операций с имуществом, дохода в виде стоимости унаследованного или полученного в дар имущества).

Ставка военного сбора в размере 5 % применяется к доходам, включаемым в состав общего годового налогооблагаемого дохода и окончательный расчет налоговых обязательств по которым проводится в поданной годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, начисленных (выплаченных) налогоплательщикам начиная с 1 января 2025 года.

Порядок обложения НДФЛ доходов, полученных физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, установлен ст. 178 НК.

Доходы граждан, полученные в течение календарного года от осуществления независимой профессиональной деятельности, облагаются НДФЛ по ставке, определенной п. 167.1 НК (п. 178.2 НК).

Налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профессиональной деятельности (п. 178.3 НК).

Кроме того, п. 164.1 НК, в частности, определено, что базой обложения НДФЛ для доходов, полученных от осуществления независимой профессиональной деятельности, является чистый годовой налогооблагаемый доход, определяемый в соответствии с п. 178.3 НК .

Окончательный расчет НДФЛ за отчетный налоговый год проводится плательщиком самостоятельно согласно данным, указанным в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, в которой наряду с доходами от осуществления независимой профессиональной деятельности должны указываться прочие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы, а также сведения о суммах ЕСВ, начисленного на доходы от осуществления независимой профессиональной деятельности в размерах, определенных в соответствии с законом (п. 178.7 НК).

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора с доходов плательщиков, указанных в пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК, проводится в порядке, установленном разд. IV НК, с учетом особенностей, определенных подразд. 1 данного раздела, по ставке, определенным пп. 1 пп. 1.3 данного пункта (пп. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Расчет налоговых обязательств по военному сбору для доходов, полученных физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, осуществляется за отчетный (налоговый) год исходя из базы налогообложения.

Следовательно, налоговое обязательство по военному сбору для доходов, полученных физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, включаемых в состав общего годового налогооблагаемого дохода за 2024 отчетный (налоговый) год, определяется по ставке военного сбора в размере 1,5 %.

Ставка военного сбора в размере 5 % будет применяться к доходам физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, включаемых в состав общего годового налогооблагаемого дохода, начиная с 1 января 2025 года.

Относительно начисления, удержания и уплаты в бюджет военного сбора для военнослужащих

Законом № 4113 уточнен перечень доходов военнослужащих, к которым применяется ставка военного сбора в размере 1,5 %.

1. Указанная ставка военного сбора применяется к доходу, полученному в виде денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Украины (за исключением доходов, освобождаемых от обложения военным сбором в соответствии с пп. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК) военнослужащими и работниками ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки, Главного управления разведки Минобороны, Нацгвардии, Госпогранслужбы, Управления государственной охраны, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Государственной специальной службы транспорта, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований.

Согласно п. 1 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4113 указанные изменения применяются со дня вступления в силу Закона № 4015, то есть к периодам с 1 декабря 2024 года.

Кроме того, дополнительно отмечаем, что оставлены без изменений положения НК, согласно которым в период действия правового режима военного положения не подлежат обложению военным сбором доходы в виде денежного довольствия работников правоохранительных органов, военнослужащих и работников ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников МВД, Управления государственной охраны, Государственной службы специальной связи и защиты информации, прочих образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и других лиц на период их непосредственного участия в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии российской федерации.

2. Законом № 4113 внесены изменения в п. 25 подразд. 10 разд. ХХ НК, согласно которым освобождены самозанятые лица (физические лица – предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность), которые призваны на военную службу во время мобилизации или привлечены к исполнению обязанностей по мобилизации от начисления, уплаты и подачи отчетности по военному сбору на весь период их военной службы.

Основанием для такого освобождения является заявление самозанятого лица и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, подаваемые в орган доходов и сборов по месту налоговой регистрации самозанятого лица в течение 10 дней после его демобилизации. Если демобилизованное самозанятое лицо находится на лечении (реабилитации) в связи с исполнением обязанностей во время мобилизации, на особый период, заявление и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, подаются в течение 10 дней после окончания его лечения (реабилитации).

Относительно уплаты военного сбора физическими лицами с доходов, подлежащих годовому декларированию

1. Законом № 4113 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК дополнен новым пп. 1.16, которым определен порядок уплаты военного сбора физическими лицами с доходов, подлежащих годовому декларированию.

Годовое налоговое обязательство по военному сбору с налогооблагаемых доходов налогоплательщика, включаемых в состав общего годового налогооблагаемого дохода за 2024 отчетный (налоговый) год и окончательный расчет налоговых обязательств, по которым проводится в поданной годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, в том числе по иностранным доходам, определяется по ставке военного сбора в размере 1,5 % (кроме доходов от операций с имуществом, дохода в виде стоимости унаследованного или полученного в дар имущества).

Ставка военного сбора в размере 5 % применяется к доходам, включаемым в состав общего годового налогооблагаемого дохода и окончательный расчет налоговых обязательств по которым проводится в поданной годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, начисленных (выплаченных) налогоплательщикам начиная с 1 января 2025 года.

К таким доходам физического лица, в частности, относятся:

  • отдельные виды доходов, не подлежащих налогообложению при выплате, но не освобожденные от налогообложения (прощенная (аннулированная) основная сумма долга (кредита) налогоплательщика, сумма превышения годовой не облагаемой налогом суммы нецелевой благотворительной помощи, налогооблагаемая часть дохода от продажи собственной сельскохозяйственной продукции и т. д.);
  • доходы, полученные от лица, не являющегося налоговым агентом (от других физических лиц (резидентов или нерезидентов)) (доходы от аренды имущества другому физическому лицу и т. п.);
  • иностранные доходы;
  • доходы от продаж инвестиционного актива;
  • доходы от занятий предпринимательской деятельностью и/или от ведения независимой профессиональной деятельности.

2. Отдельно Законом № 4113 установлены особенности уплаты военного сбора с доходов от операций с имуществом, дохода в виде стоимости унаследованного или полученного в подарок имущества.

Так, сумма дохода от операций с имуществом, дохода в виде стоимости наследуемого или полученного в подарок имущества, подлежащего налогообложению согласно положениям разд. IV НК, полученная налогоплательщиком после вступления в силу Закона № 4015, то есть после 1 декабря 2024 года, облагается военным сбором по ставке в размере 5 % независимо от указания таких доходов в годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2024 год.

ГНС


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы