Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Что улучшил в отношениях с государством Закон об админпроцедуре

Разъяснение
07.04.2025

После принятия Закона от 17.02.2022 № 2073-IX «Об административной процедуре» (далее – Закон № 2073) произошли существенные изменения во взаимоотношениях граждан и государственных органов. Были установлены новые правила такого взаимодействия – более прозрачные, понятные и справедливые для граждан.

Что изменилось для граждан?

  • Единая общая процедура обращения.

Закон № 2073 внедрил общую рамку процедур, по которой будет происходить почти все общение заявителя с административным органом при решении вопросов обеспечения интересов и прав лиц, что позволяет лицу полностью и четко понимать свои права и процесс рассмотрения заявления.

  • Улучшение доступа к информации.

Все участники административного производства имеют право на доступ к материалам своего дела, за исключением информации, защищенной законом.

Гражданин должен быть поставлен в известность о начале административного производства в отношении него.

Если административный орган инициирует производство по гражданину и допускает принятие решения, неблагоприятного для него, то в таком случае гражданин должен быть уведомлен об этом.

  • Решение, неблагоприятное для гражданина, должно быть мотивированным.

Лицо должно знать, почему и на каких основаниях государство приняло то или иное решение в отношении него. Особенно это касается отрицательных решений. Если государственный орган принимает отрицательное решение (отказ в услуге или разрешении), он обязан предоставить четкое обоснование, пояснить причины отказа и порядок обжалования данного решения.

  • Гражданин имеет право быть выслушанным.

Если есть угроза принятия отрицательного решения (например, отказ в предоставлении разрешения или услуги), заявитель имеет право предоставить дополнительные пояснения, документы или иные доказательства, чтобы повлиять на решение.

  • Необходимость обеспечения убедительных доказательств вместо предположений.

Решения, принимаемые органами власти, должны основываться исключительно на законе и установленных фактах дела. Сомнения относительно правомерности действий и требований лица, возникающие вследствие неоднозначной (множественной) трактовки нормы права, должны толковаться административным органом в пользу их правомерности.

  • Участие в рассмотрении дела.

Граждане и бизнес вправе участвовать в рассмотрении своего дела. Это усиливает принцип «никаких решений без вас о вас», где все заинтересованные лица могут не только определить позиции по делу, но и обосновать их, убедить других в целесообразности принятия того или иного решения.

  • Исправление недостатков заявления.

Если заявление содержит недостатки, закон разрешает их устранить без потери первоначальной даты представления. Это упрощает процесс подачи документов и уменьшает бюрократические препятствия.

  • Увеличенные возможности для обжалования.

Если лицо считает, что государство приняло неправильное решение относительно него, оно может его обжаловать. При этом участники будут иметь право обжаловать решение в административный орган высшего уровня по процедуре досудебного обжалования, а также обжаловать решение в суде. Также Закон № 2073 создает условия для административного обжалования даже в тех случаях, когда принявший решение орган не имеет высшего над собой. Со вступлением в силу Закона № 2073 административные органы могут создать в своем составе комиссии по рассмотрению жалоб, которые и будут рассматривать споры граждан с органами власти. Для граждан административное обжалование – это способ и возможность разрешить спор оперативно и бесплатно.

  • Уменьшение бюрократии.

Административные процедуры становятся более прозрачными и структурированными, что уменьшает количество формальных преград. Структура административных процедур построена так, чтобы в первую очередь использовались простые способы рассмотрения и разрешения административного дела.

  • Избегание конфликта интересов.

Закон предусматривает четкие механизмы отвода или самоотвода должностных лиц, если возникает возможный конфликт интересов и сомнения в беспристрастности должностного лица. Обязанность административного органа самостоятельно исправлять ошибки. Государственный орган, обнаруживший ошибку в своем решении, обязан исправить ее самостоятельно, без необходимости обращения с жалобой от граждан или бизнеса.

  • Самостоятельный сбор информации административным органом.

Административный орган теперь не может требовать от заявителей документы или информацию, которая уже есть в его распоряжении или доступна в других государственных органах или публичных реестрах. В то же время орган должен получать эту информацию самостоятельно.

Законно, эффективно, добросовестно и здраво, ожидаемая правомерность действий граждан, – основные постулаты Закона № 2073.

Минюст

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
08.09.2025
Начато обсуждение изменений к требованиям к структуре собственности предоставителей финансовых услуг
Национальный банк обнародовал для обсуждения изменения к требованиям к структуре собственности предоставителей финансовых услуг, которые предлагается внести в нормативно-правовые акты НБУ.  Больше по теме: Сведения о бенефициарах и структура собственности: когда подавать Национальный банк...
08.09.2025
Принято решение для упрощения ввоза лекарств в Украину
Правительство приняло ряд решений для обеспечения непрерывного доступа к лекарственным средствам, в том числе поступающим в Украину в качестве гуманитарной помощи. Детальнее см. ниже.Больше по теме:Ввоз и передача автомобиля как гуманитарной помощи для нужд фронтаБлаготворительная и гуманитарная пом...
08.09.2025
Закон № 4356 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Лучшие материалы