BEPS в Украине уже с 2019 года?
Недавно Минфин и НБУ опубликовали законопроект, призванный внести изменения в Налоговый кодекс Украины (далее - НКУ) с целью имплементации в него нескольких шагов (Actions) плана BEPS - шаг 3, 4, 6, 7, 8-10, 13. Планируется, что большинство изменений, предусмотренных этим законопроектом, вступят в силу уже с 2019 года (хотя заметим, что в самом законопроекте содержится ошибочное ссылки на 2020 год). Кроме того, он еще не зарегистрирован в Верховной Раде Украины и оценивать шансы на его принятие преждевременно. К чему же готовиться бизнесу, если изменения все же будут внесены?
Основные правила
Эти изменения в случае их принятия существенно изменят подход к налогообложению и отчетности в Украине. Поэтому для первого знакомства среди таких изменений приводим основные правила в части контролируемых иностранных компаний (далее — КИК). Соответственно, англ. controlled foreign companies (CFC). Это шаг 3 BEPS.
Указанные правила уже действуют в США и в ряде европейских стран (в частности, в некоторых из них только планируют внедрять в рамках европейской директивы Anti Tax Avoidance Directive - ATAD). Обращаем внимание, что КИК в Украине отличается от КИК Европы. Так, ATAD предусматривает, что КИК в целом не влияет на физических лиц, распространяясь только на компании. Украинские КИК распространяются на физических лиц. А теперь обо всем по порядку.
Что вообще подразумевают под контролируемой иностранной компанией?
В опубликованном законопроекте содержится ее широкое определение. Это юридические лица (в то же время к ним для целей КИК будут приравниваться и формирования без статуса юридического лица, в частности, трасты, фонды и т.п.), находящиеся под контролем физического лица - резидента Украины. Признаки такого контроля также будут названы в НКУ. К ним относятся:
- владение физическим лицом долей в иностранном юридическом лице в размере 50% и более, или
- владение физическим лицом долей в иностранном юридическом лице в размере 25% и более при условии, что несколько физических лиц — резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50% и более, или
- отдельно или вместе с другими резидентами Украины (почему-то в этом месте законопроект не уточняет, что такими резидентами должны быть только физические лица) осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом. Что считать фактическим контролем, раскрыто в законопроекте. Признаки такого контроля достаточно широки. Это, в частности, возможность давать указания органам управления юридического лица, ведение лицом переговоров и согласование существенных условий таких соглашений (которые будут только формально утверждаться органами управления юридического лица), наличие у лица доверенности на осуществление существенных соглашений, выданной на срок более 1 года, без предварительного согласования условий такого соглашения органами управления юридического лица и тому подобное. Несмотря на объемность такого перечня, по нашей оценке, все равно остается зазор, чтобы оформить владение компанией так, чтобы ГФСУ не смогла доказать факт наличия контроля.
Сам по себе такой контроль не всегда будет создавать налоговые последствия в Украине. Роль будет играть место регистрации/расположения иностранной компании. Так, налоговых последствий не будет, если:
1) между Украиной и юрисдикцией, в которой зарегистрирована/расположена иностранная компания, есть действующий договор об избежании двойного налогообложения (double taxation treaty) и
2) эта юрисдикция не входит в перечень низконалоговых, и выполняется любое из следующих требований:
- такая иностранная компания фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке (определяется делением расходов на уплату налога на прибыль/корпоративного налога на сумму прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности), которая меньше, чем базовая ставка налога на прибыль в Украине, не более чем на 5 процентных пунктов;
- доля пассивных доходов такой компании составляет не более 50% от общей суммы доходов такой компании из всех источников.
Также налоговых последствий не будет, если доход всех контролируемых иностранных компаний одного лица на конец отчетного года не превысит 1 млн евро (то есть, по сути, если они бездействуют или доход совсем несущественный ) или такая иностранная компания является публичной и ее акции котируются на фондовой бирже.
Что касается контролирующего лица, то это только физическое лицо - резидент Украины, которое считается конечным бенефициаром в понимании законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Иными словами, это не бенефициары для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, а так называемые ultimate beneficiary owner (UBO). Как правило, именно их указывают в реестрах бенефициаров (а в Украине - в ЕГР).
Как происходит налогообложение в пределах КИК?
Плательщиком налога в пределах правил КИК является упомянутое выше физическое лицо - резидент, выступает контролером соответствующей иностранной компании. В ряде случаев плательщиками могут быть сразу несколько физических лиц - контролеров КИК. Итак, фактически, речь идет об уплате НДФЛ и военного сбора (в законопроекте пока упоминается только НДФЛ, но, как вы помните, то, что является объектом для НДФЛ, по общему правилу, является и объектом для военного сбора).
Объектом налогообложения будет часть скорректированной прибыли иностранной компании, но не вся, а пропорциональна доле, которой владеет (или которую контролирует) такое физическое лицо. В случае распределения такой компанией дивидендов в пользу физического лица действуют специальные правила, предотвращающие двойное налогообложения НДФЛ в пределах КИК и полученных дивидендов.
Вместе с тем такая скорректированная прибыль определяется на основании финансовой отчетности за календарный год согласно правилам бухгалтерского учета, используемого иностранной компанией. То есть это могут быть МСФО или другие правила, например, GAAP. А если законодательством юрисдикции иностранной компании составление финансовой отчетности не предусмотрено, физическое лицо – контролер обязано обеспечить составление такой отчетности в соответствии с МСФО.
Кроме того, обращаем внимание, что определенный таким образом финансовый результат до налогообложения подлежит корректировке по правилам, похожим на те, которые сейчас действуют в части налога на прибыль (в частности, по ограничению учета в расходах сумм процентов, безнадежной задолженности, уценки и т.д.).
Более того, законопроект требует определять доходы/расходы иностранной компании по операциям со связанными лицами, с нерезидентами из низконалоговых юрисдикций, а также с нерезидентами, зарегистрированными в низконалоговых организационно-правовых формах, по правилам «вытянутой руки», то есть по сути с учетом обычных цен, определенных по правилам ТЦУ (причем ГФСУ, среди прочего, может обязать физическое лицо – контролера предоставить по соответствующей компании документацию по ТЦУ).
Для целей применения этих правил физическому лицу нужно подавать отчет о КИК, к тому же одновременно с декларацией по НДФЛ (то есть до 1 мая года, следующего за отчетным). Состав сведений, которые должен содержать такой отчет, раскрыт в законопроекте, и он довольно подробный. Кроме того, в определенной степени можно говорить, что эти правила чем-то похожи на ТЦУ, только для физических лиц. Штрафы по своим размерам точно соответствуют ТЦУ. Далее приводим лишь некоторые из них:
- за непредставление отчета по КИК штраф составит 1000 минимальных зарплат на 1 января отчетного года за каждый такой факт. Итак, если исходить из минимальной зарплаты на 1 января 2018 года, то это 3 723 000 грн;
- за неотражение сведений об иностранных компаниях, которые подпадают под требования КИК, штраф в размере 3% суммы операций контролируемых иностранных компаний, или 25% скорректированной прибыли таких компаний за год, которые не отражены в отчете, в зависимости от того, какая из сумм больше, но не более чем 3 000 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года. Если исходить из минимальной зарплаты на 1 января 2018 года, то такой «потолок» составляет 11 169 000 грн.
Учитывая изложенное, если указанные поправки в НКУ пройдут, у физических лиц - владельцев иностранных компаний база НДФЛ существенно расширится, что может привести к переструктурированию модели ведения бизнеса (например, нужно будет отказаться от налогового резидентства Украины, перевести контролируемые компании в другие юрисдикции и т. п.). Если же они согласятся на такие условия, то им в любом случае потребуется нести дополнительные расходы не только на уплату НДФЛ в пределах правил КИК, но и на администрирование этого платежа (определение суммы налога, подготовка отчета и т.д.).
http://devisu.ua
Комментарии к материалу