Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Аграрный компромисс: осложнения администрирования НДС и дополнительное поле для доначислений

С начала 2016 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, касающиеся специального режима НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Принятые изменения стали компромиссом между народными депутатами и Минфином, льготный режим НДС для аграриев полностью не отменили. Его действие временно продлили до 1 января 2017 г., но с некоторыми изменениями.

Об одном из «подводных камней», которые принесли изменения законодательства, рассказалAgroPortal.ua эксперт по вопросам налогообложения ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарас Кузьмич:

«В предыдущие годы сельскохозяйственные предприятия, которые применяли специальный режим, не платили разницу между обязательствами и налоговым кредитом по НДС в бюджет, а перечисляли такие суммы на свои специальные счета. Эти средства сельхозпроизводитель мог использовать исключительно на развитие хозяйства. В частности, строительство ферм, силосов, оплачивать за счет этих средств стоимость товаров или услуг, предназначенных для использования в производстве сельскохозяйственной продукции.

Такое администрирование было простое, прозрачное и обеспечивало поддержку сельского хозяйства страны, избегая коррупционных схем.

Согласно принятым изменениям, с 01.01.2016 г. сельскохозяйственное предприятие оставляет себе не всю сумму аккумулированного НДС, а только определенную его часть, которую может использовать в производстве сельскохозяйственной продукции; оставшуюся сумму НДС — перечисляет в бюджет. Доля суммы НДС, которая остается в распоряжении плательщика, зависит от вида его сельскохозяйственной деятельности, а именно, по операциям по производству:

  • зерновых и технических культур — 15%;
  • продукции животноводства — 80%;
  • других сельскохозяйственных товаров/услуг — 50%.

Однако это распределение значительно усложняет администрирование такого НДС, особенно если одно предприятие производит одновременно разные виды продукции, а именно распределение входного НДС между этими тремя видами деятельности.

Например, зимой сельскохозяйственное предприятие осуществляет закупку топлива, удобрений, средств защиты растений и на этот момент еще не знает, для какого вида сельскохозяйственной продукции они будут использованы. Поэтому возникает вопрос, как распределить налоговый кредит по НДС в момент закупки, и можно будет ли корректировать такое распределение в момент их фактического использования.

Такое администрирование требует разработки нового, дополнительного программного обеспечения для ведения предприятием раздельного учета налогового кредита по НДС, дополнительных материальных и трудовых ресурсов, которых в сельской местности и так нет.

Законодательством не предусмотрено ни порядка распределения входного НДС, ни переходных условий для сельскохозяйственных предприятий (особенно это касается налогообложения остатков продукции 2015 года), ни отмены штрафов на переходный период, что дает дополнительные основания для доначислений при налоговых проверках. Ни о каком упрощении ведения бизнеса говорить не приходится».

Джерело: http://agroportal.ua/views/mnenie-eks...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы