Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В течение какого срока проводится и что является предметом камеральной проверки ГНС, в том числе в период действия военного положения

24.11.2023

В течение какого срока проводится камеральная проверка своевременной уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства, в том числе, в период действия военного положения? 

Согласно абзацам второму – тринадцатому пп. 75.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) предметом камеральной проверки могут быть: 

  • своевременность подачи налоговых деклараций (расчетов); 
  • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных и/или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, исправления ошибок в налоговых накладных; 
  • своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах; 
  • полнота начисления и своевременность уплаты НДФЛ и ЕСВ при несоответствии резидента Дія.Сіті требованиям, определенным пп. 2, 3 ч. 1 и п. 10 ч. 2 ст. 5 Закона от 15.07.2021 № 1667-IX «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине»; 
  • своевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями ст. 393 НК; 
  • своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах; 
  • своевременность предоставления финансовыми агентами ответы на запросы (уведомления) контролирующего органа, направляемые в случаях, определенных ст. 393 НК; 
  • своевременность представления сообщения о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцев в соответствии с требованиями п. 441.2 НК; 
  • своевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, сообщение о заключении договора об управлении или администрировании траста или о прекращении такого договора, финансовой отчетности, копий первичных документов и другой информации о трасте по запросу контролирующего органа в случаях, предусмотренных ст. 442 НК; 
  • своевременность предоставления информации по запросу контролирующего органа в соответствии с п. 441.3, пп. 6–8 пп. 73.3.1 НК; 
  • своевременность и полнота уплаты согласованной суммы денежного обязательства в виде авансового взноса по налогу на прибыль предприятий, определенного в соответствии с п. 141.13 НК, на основании данных Реестра пунктов обмена иностранной валюты. 

Статьей 76 НК определен порядок проведения камеральной проверки. 

Пунктом 76.1 НК предусмотрено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления его проведения. 

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. 

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие при камеральной проверке не обязательно. 

Порядок оформления результатов камеральной проверки производится в соответствии с требованиями ст. 86 НК (п. 76.2 НК). 

Пунктом 76.3 НК определено, что камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были поданы позже – после дня их фактического представления.

Камеральная проверка по другим вопросам производится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК. 

Согласно абзацам первому – третьему п. 102.1 НК контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее окончания 1 095-го дня (2 555-го дня – в случае проведения проверки операции в соответствии со ст. 39 и 392 НК), который следует за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенного п. 133.4 НК, и/или предельный срок уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, – после дня ее фактической подачи. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства (в т. ч. от начисленной пени), а спор по поводу такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядка. 

В случае подачи налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации или уточняющей декларации контролирующий орган вправе определить сумму налоговых обязательств в пределах поданных уточнений, по такой налоговой декларации в течение 1 095 дней (2 555 дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392 НК) со дня подачи уточняющего расчета (декларации). 

В случае выявления по результатам проверки нарушений других требований налогового законодательства, непосредственно не связанных с декларированием налоговых обязательств налогоплательщиком, а также нарушений требований другого, кроме налогового, законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право самостоятельно определить сумму штрафных санкций (финансовых санкций, штрафов) налогоплательщика не позднее 1 095-го дня со дня совершения соответствующего правонарушения. 

Следует заметить, что п. 522 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК.

При этом действие п. 522 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК остановлены на период действия военного, чрезвычайного положения согласно Закону от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» ( далее – Закон № 2120). Законом № 2120 ст. 102 НК была дополнена п. 102.9.

Так, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения, который вводится в Украине, останавливается течение сроков, определенных НК, прочим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных НК (п. 102.9 в редакции Закона № 2120). 

В то же время, п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. 

Так, согласно пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, до 1 августа 2023 года, для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. 

Наряду с этим отмечаем, что Законом от 30.06.2023 № 3219-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения», вступившего в силу 01.08.2023, п. 102.9 исключен. 

Таким образом, камеральная проверка своевременной уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства проводится исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах контролирующего органа. 

Контролирующий орган имеет право провести такую камеральную проверку в течение 1 095 календарных дней со дня фактической уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства (со дня совершения правонарушения) и по истечении срока давности (1 095 дней), который приходился на период действия карантина и/или военного положения (до 01.08.2023), учитывая период остановки такого срока давности с 18 марта 2020 года по 31 июля 2023 года (включительно). 

ОИР, категория 130.04 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
Новое
09.05.2025
Минагрополитики осуществляет мониторинг соответствия критически важных предприятий Критериям
Минагрополитики настаивает на неукоснительном соблюдении требований законодательных и других нормативно-правовых актов в течение деятельности предприятий с даты принятия решения об определении их критически важными. Больше по теме: Бронирование военнообязанных работников агропромышленного сектора В...
09.05.2025
Сколько получит пенсионер в случае благотворительного пожертвования от юрлица
Если благотворительное пожертвование адресное, 70 % суммы выплачивается пенсионеру, 30 % суммы направляется в бюджет ПФУ и используется как финансовый ресурс на выплату пенсий. Больше по теме: Договор пожертвования К финансированию пенсионных выплат на благотворительной основе может приобщиться люб...
09.05.2025
Инструктаж по охране труда при надомной или дистанционной работе
Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы В организации работает три человека (начальник и 2 главных специалиста). В настоящее время стоит вопрос о прохождении обучения по охране труда (ОТ): должен ли проходить начальник организации или специалист, занимающийся раз...
Лучшие материалы