Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Следует ли с 01.01.2025 налоговому агенту в Расчете отражать выплату дохода в пользу самозанятых лиц

27.02.2025

Нужно ли налоговому агенту в Расчете отражать выплату дохода в пользу самозанятых лиц (ФЛП и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность)?

В соответствии с пп. «б» п. 176.2 Налогового кодекса (далее – НК) лица, которые в соответствии с НК имеют статус налоговых агентов, и плательщики единого взноса обязаны подавать в сроки, установленные НК для налогового месяца, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее – Расчет), в контролирующий орган по основному месту учета.

Вместе с тем в соответствии с пп. 14.1.180 НК налоговый агент по НДФЛ – это, в частности, самозанятое лицо, которое независимо от организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязано начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разд. IV НК, в бюджет от имени и за счет физлица из доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разд. IV НК.

Подпунктом 14.1.226 НК определено, что самозанятое лицо – налогоплательщик, являющийся физлицом-предпринимателем или осуществляющий независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.

Согласно п. 46.1 НК определен порядок представления налоговой отчетности, в частности, налоговая декларация, расчет, отчет – это документ, подаваемый налогоплательщиком (в т. ч. обособленным подразделением в случаях, определенных НК) контролирующим органам в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата денежного обязательства, в том числе налогового обязательства или отражаются объемы операции (операций), доходов (прибылей), в отношении которых налоговым и таможенным законодательством предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора, или документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога, а также суммы начисленного единого взноса.

Налоговый контроль – система мер, которые предпринимаются контролирующими органами и координируются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику, с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличных, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (п. 1.1 НК). Способы осуществления налогового контроля определены ст. 62 НК.

Вместе с тем, в соответствии с п. 71.1 НК информационно-аналитическое обеспечение деятельности контролирующих органов – комплекс мероприятий, координируемый центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, относительно сбора, проработки и использования информации, для выполнения возложенных на контролирующие органы функций.

Кроме того, в соответствии с пп. 72.1.1.1 НК для информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующего органа используется информация, поступившая от налогоплательщиков и налоговых агентов, в частности информация, содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, отчетах об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 НК, других отчетных документах.

Подпунктом 51.1 НК предусмотрено, что налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, плательщики единого взноса, обязаны представлять контролирующим органам в сроки, установленные НК для налогового месяца, налоговый Расчет.

Форма налогового Расчета и Порядок заполнения и представления налоговыми агентами налогового Расчета утверждены приказом Минфина от 13.01.2015 № 4 (далее – Порядок).

Учитывая изложенное, налоговый агент в случае начисления (выплаты) доходов в пользу самозанятых лиц (физлиц-предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность) обязан подавать налоговую отчетность контролирующему органу, в частности Расчет, независимо от того, что НК предусмотрено освобождение налогового агента от обязательства начисления и уплаты НДФЛ и военного сбора с указанных доходов, при условии предоставления самозанятым лицом копии документов, подтверждающих его государственную регистрацию в соответствии с законом как субъекта предпринимательской деятельности (справки о взятии на налоговый учет как физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность), а также при необходимости – извлечения из реестра плательщиков единого налога.

Согласно Справочнику признаков доходов физических лиц, приведенному в приложении 2 к Порядку, доход, уплаченный самозанятому лицу, отражается налоговым агентом в приложении 4ДФ к Расчету с признаком дохода «157».

ОИР, категория 103.25

 

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
22.05.2025
Как избежать рисков в сфере валютного надзора: алгоритм от ГНС
Во избежание возможных рисков следует своевременно предоставлять в банк полный комплект документов; информировать банк о любых изменениях в таможенных декларациях; обеспечивать согласованность данных в таможенной декларации и платежных документах. ГНС обращает внимание субъектов внешнеэкономической ...
22.05.2025
Основания для отказа в госрегистрации изменений: письмо Минюста
Минюст предоставил разъяснения по некоторым вопросам государственной регистрации изменений, связанных со взысканием в доход государства активов физических или юридических лиц. Минюст в письме от 14.05.2025 № 68124/8.4.3/32-25 предоставил разъяснения по некоторым вопросам государственной регистр...
22.05.2025
С 1 июня 2025 года снижается максимальная сумма переводов между счетами физлиц
С 1 июня 2025 года максимальная сумма переводов между счетами физических лиц по Украине снижается со 150 до 100 тыс. грн.  «О новых ограничениях уже предупреждает своих клиентов «ПриватБанк» – рассылает уведомления» – сообщает Н. Южанина.  «...
Лучшие материалы