Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Самостоятельное исправление ошибок: начало отсчета и продление срока давности на период действия карантина и военного положения

Разъяснение
18.07.2024

Когда начинается отсчет срока давности и продлевается ли срок давности на период действия карантина и военного положения при самостоятельном исправлении ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности (в т. ч. уточняющей)? 

В соответствии с абзацем первым п. 49.2 Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщик обязан за каждый установленный НК отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НК подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является. Этот абзац применяется ко всем налогоплательщикам, в том числе плательщикам, состоящим на упрощенной системе налогообложения учета и отчетности. 

Налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НК сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (п. 49.1 НК). 

Согласно абзацам первому и второму п. 50.1 НК если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК) налогоплательщик самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных ст. 50 НК), он обязан прислать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время подачи уточняющего расчета. 

Налогоплательщик имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) обнаружены. 

Абзацами первым и вторым п. 102.1 НК определено, что контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее окончания 1 095 дня (2 555 дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК), следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 НК, и/или предельный срок уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, – после дня ее фактической подачи. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается освобожденным от такого денежного обязательства (в т. ч. от начисленной пени), а спор по поводу такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядках. 

В случае подачи налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств в пределах поданных уточнений к такой налоговой декларации в течение 1 095 дней (2 555 дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК) со дня подачи уточняющего расчета к такой ​​декларации.

Следует отметить, что п. 522 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК. 

При этом действие п. 522 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК остановлено на период действия военного, чрезвычайного положения согласно Закону от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения». 

В то же время п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02. 2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. 

Так, согласно пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК, временно, до 1 августа 2023 года, для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК. 

Следовательно, при самостоятельном исправлении ошибок, допущенных плательщиком в ранее представленной отчетности (в т. ч. уточняющей), установленный срок давности начинается: 

  • со дня, следующего за днем предельного срока подачи отчетной налоговой декларации, показатели которой уточняются – в случае своевременного ее представления в сроки, определенные НК; 
  • со дня, следующего за днем фактической подачи отчетной налоговой декларации, показатели которой уточняются, – в случае ее представления после предельного срока, определенного НК. 

При этом срок давности для самостоятельного исправления ошибок, допущенных плательщиком в ранее представленной отчетности, продлевается на период его остановки с 18 марта 2020 года по 31 июля 2023 года (включительно), поскольку с 01.08.2023 восстановлен срок давности. 

ОИР, категория 129.02


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
27.10.2025
Облагается ли НДС выпуск лотерейных билетов и право участия в лотереях
Выпуск лотерейных билетов и право участия в лотереях не являются объектом обложения НДС. Подробнее см. ниже. Является ли объектом обложения НДС выпуск, оборот и погашение лотерейных билетов, других документов, удостоверяющих право участия в лотереях соответственно? В соответствии с пп. 196.1.4 Нало...
27.10.2025
Может ли работник, с которым заключен договор с нефиксированным рабочим временем, работать на другой работе
Работодатель не может запрещать или препятствовать работнику, выполняющему работу на основании трудового договора с нефиксированным рабочим временем, выполнять работу по другим трудовым договорам. Больше по теме: Трудовой договор с нефиксированным рабочим временем: что нужно знать работодателю &nbs...
27.10.2025
Почему ФЛП-единщик не имеет права осуществлять виды деятельности, не указанные в его учетных данных
Учитывая, что осуществление видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, является основанием для перехода плательщика единого налога на общую систему налогообложения, физлицо-предприниматель – плательщик единого налога не имеет права осуществлять виды деятельности, н...
Лучшие материалы