Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

С 16 апреля действуют новые налоговые правила по фактическим проверкам

20.04.2022 274 0 0

Главное управление ГНС в Днепропетровской области информирует, что 16.04.2022 вступил в силу Закон Украины от 01 апреля 2022 года № 2173-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об администрировании отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения» ( Закон Украины № 2173), которым, в частности, п. 69 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (НКУ) дополнен новыми подпунктами 69.27 и 69.28.

Так, согласно п.п. 69.27 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ временно, на период до прекращения или отмены военного положения в Украине, налоговые органы осуществляют государственный контроль (надзор) и наблюдение в сфере ценообразования в соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании» с учетом особенностей, установленных п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ.

Налоговые органы осуществляют контроль соблюдения налогоплательщиками требований законодательства относительно установленных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки (наценки) путем проведения фактических проверок.

Фактическая проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • получение в установленном законодательством порядке от государственных органов или органов местного самоуправления информации, что свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о ценах и ценообразовании;
  • получение письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка формирования, установления и применения государственных регулируемых цен.

При проведении фактической проверки налоговые органы имеют право получать от субъектов хозяйствования документы и/или информацию, подтверждающие стоимость приобретения товара, являющегося предметом проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о ценах и ценообразовании по результатам проведения фактической проверки, такие нарушения указываются в отдельном акте о результатах фактической проверки, который направляется в орган, уполномоченный принимать решение о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен.

В случае если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе фактической проверки нарушениями законодательства о ценах и ценообразовании, он направляет свои замечания в орган, уполномоченный принимать решение о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен.

Нормами п.п. 69.28 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ установлено, что к налогоплательщикам/налоговым агентам, осуществлявшим деятельность на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации (РФ), и не могут предъявить первичные документы, из которых осуществляется учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, как исключение из положений ст. 44 НКУ применяются специальные правила для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности.

Основаниями невозможности предъявления первичных документов является утрата (уничтожение или испорчение) первичных документов или нахождение их на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, в случае если их невозможно вывезти или их вывоз связано с риском для жизни или здоровья налогоплательщика, физических лиц или невозможно в связи с административными препятствиями, установленными органами власти.

В случае потери и/или невозможности вывоза первичных документов налогоплательщик/налоговый агент подает в контролирующий орган в произвольной форме уведомление о невозможности вывоза первичных документов, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером, в котором указываются: обстоятельства, приведшие к утрате и/или невозможности вывоз первичных документов, налоговые (отчетные) периоды, а также общий перечень первичных документов (по возможности – с указанием реквизитов).

Данные и показатели налоговой отчетности налогоплательщика/налогового агента за налоговые (отчетные) периоды, указанные в уведомлении, не могут быть подвергнуты сомнению только на основании отсутствия первичных документов. Данное сообщение является также основанием для сохранения расходов (включая расходы в связи с приобретением ценных бумаг/корпоративных прав) и/или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль (включая отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами/ корпоративными правами), и/или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость (НДС), и/или суммы отрицательного значения НДС прошлых налоговых (отчетных) периодов без наличия договорных, расчетных, платежных и других первичных документов, обязательность ведения и хранение которых предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

После представления в контролирующий орган сообщения о невозможности вывоза первичных документов в связи с их нахождением на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, вводится мораторий на проведение документальных проверок по указанным в сообщении налоговых (отчетных) периодов.

Если после представления уведомления о невозможности вывоза первичных документов налогоплательщику/налоговому агенту станет известно о потере таких документов, такой налогоплательщик/налоговый агент обязан представить в контролирующий орган уведомление о потере первичных документов с указанием обстоятельств такой потери.

Налогоплательщики/налоговые агенты, подавшие уведомление об утрате первичных документов в соответствии с настоящим подпунктом, не подлежат проверке контролирующим органом относительно указанных в сообщении налоговых (отчетных) периодов, в том числе после завершения действия военного положения.

Утрата документов, не связанная с проведением на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, боевых действий, не дает права налогоплательщику/налоговому агенту применять положения п.п. 69.28 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ.

Обязанность доказывания отсутствия оснований применения положений этого подпункта возлагается на контролирующий орган. Налогоплательщик/налоговый агент, который безосновательно применил положения этого подпункта, считается уклоняющимся от уплаты налогов и несет ответственность, предусмотренную НКУ и другими законами Украины.

В случае отказа в применении положений этого подпункта контролирующий орган не позднее одного месяца со дня получения соответствующего уведомления от налогоплательщика/налогового агента выдает мотивированное решение с указанием основания и доказательств такого отказа.

Решение контролирующего органа может быть обжаловано в административном либо судебном порядке. До вынесения окончательного решения по делу контролирующий орган не может подвергать сомнению показатели налоговой отчетности, а также инициировать проведение какой-либо проверки налогоплательщика/налогового агента относительно налоговых (отчетных) периодов, указанных в соответствующем уведомлении.

В налоговых (отчетных) периодах, указанных в соответствующем уведомлении, не может быть пересмотрено в сторону увеличения суммы налоговых обязательств по налогам и сборам, задекларированные в налоговых декларациях за указанные налоговые (отчетные) периоды, в сторону увеличения суммы отрицательного значения налогообложения налогом на прибыль, задекларированные в налоговых декларациях/расчетах за указанные налоговые (отчетные) периоды, в сторону увеличения суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленные в налоговых декларациях за указанные отчетные периоды.

Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины.

Закон Украины №2173 опубликован в официальном издании «Голос Украины» от 16.04.2022 №88.

https://dp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы