РРО-проверки: кто рискует?
Во время организации и проведения контрольно-проверочных мероприятий особое внимание уделяется выявлению фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации лица как предприятия, а также требований порядка проведения расчетных операций при осуществлении продажи товаров (для тех, кто потенциально должен применять РРО/ПРРО) .
Так, работники подразделений налогового аудита ГУ ГНС в Киевской области совместно со специалистами ГУ ГНС в г. Киеве в октябре 2023 года приступили к контрольно-проверочным мероприятиям, в т. ч. путем проведения фактических проверок хозяйственных объектов на территории одного из крупнейших сельскохозяйственных рынков на территории Киевской области.
В настоящее время на рынке осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в частности, овощей и фруктов, мяса, мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, сыров и молочных продуктов, других продуктов питания. Следует отметить, что значительная доля товаров – импортного происхождения.
Согласно анализу налоговой информации, подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на указанном рынке, – физические лица – предприниматели – плательщики единого налога второй группы не используют РРО/ПРРО, что противоречит действующему законодательству.
В то же время, начиная с 01 января 2022 года, регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций не применяются субъектами хозяйствования, осуществляющими расчетные операции при продаже товаров на рынке, только плательщиками единого налога первой группы – физическими лицами – предпринимателями.
Проверки проводятся преимущественно по тем хозяйствующим субъектам, которые осуществляют реализацию импортной продукции. Во время проведения хронометражей выручок установлено, что среднесуточная выручка у отдельных субъектов хозяйствования составляет более 100 тыс. грн. за рабочий день. Таким образом, это свидетельствует о том, что такими субъектами хозяйственной деятельности в течение двух месяцев будет превышен предельный годовой объем доходов, разрешенный для пребывания на упрощенной системе физического лица – предпринимателя как плательщика единого налога второй группы, что может привести к потерям бюджета.
Обращаем внимание, согласно п. 291.4. ст. 291 Налогового кодекса Украины к плательщикам единого налога первой группы относятся физические лица – предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 167 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
Государственная налоговая служба применяет исключительно рискоориентировочный подход при организации фактических проверок, сосредотачиваясь на деятельности налогоплательщиков, уклоняющихся от выполнения своих налоговых обязанностей, в частности, по использованию РРО или ПРРО при проведении расчетов. Кроме того, в получении фискального чека должен быть заинтересован и рядовой потребитель, ведь без этого фискального документа на продукцию не распространяется гарантия качества, невозможно привлечь к ответственности недобросовестного продавца. Подчеркиваем, от полноты объема расчетных операций, проведенных через РРО/ПРРО, и полноты уплаты зависит объем поступлений в бюджет, ведь для страны важна каждая уплаченная в бюджет гривня.
Соблюдение законодательства в сфере расчетных операций всеми участниками рынка гарантирует как равные конкурентные условия, поступления в бюджет, так и защиту прав потребителей и т.д.
https://tax.gov.ua
Комментарии к материалу