Решение о результате рассмотрения жалобы
25.05.2016 725 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 18.04.2016 г. № 8631/6/99-99-10-01-04-25
Решение о результате рассмотрения жалобы
ГФС рассмотрена жалоба общества (далее - ООО, жалобщик, налогоплательщик) на налоговое уведомление-решение Новгород-Волынской ОГНИ ГУ ГФС в Житомирской области от 25.12.2015 г.
В жалобе ООО не согласно с указанным выше налоговым уведомлением-решением (далее - НУР), считает его необоснованным, безосновательным и таким, что не соответствует требованиям действующего законодательства, просит его отменить, утверждая, что заключения акта проверки не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Для рассмотрения жалобы были использованы копии: акта, НУР, решения о результатах рассмотрения первичной жалобы и другие документы, удостоверяющие обстоятельства дела.
Из материалов дела установлено, что Новгород-Волынской ОГНИ ГУ ГФС в Житомирской области была проведена документальная внеплановая выездная проверка ООО по вопросу соблюдения требований налогового законодательства по НДС относительно взаимоотношений с подрядчиком за период с 01.06.2015 г. по 30.06.2015 г., по результатам которой составлен акт от 07.12.2015 г. (далее - акт проверки).
Проверкой установлены нарушения жалобщиком требований п. 198.6 ст. 198 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее - НКУ), в результате чего был занижен НДС на 11674,99 грн.
Как свидетельствуют обстоятельства дела, между ООО и подрядчиком был заключен договор на выполнение работ относительно восстановления крепежей погрузчика FOTON от 06.06.2015 г. № 01-06-2015, в подтверждение выполнения условий которого жалобщиком к проверке были предоставлены акты выполненных работ, платежные поручения и налоговые накладные, суммы НДС по которым были включены в налоговый кредит ООО соответствующего периода.
Вместе с тем, жалобщиком к проверке не были представлены книги регистрации въезда работников и регистрации командировок, в связи с чем невозможно установить, действительно ли работники подрядчика выполняли данные работы.
Кроме того, проверкой было установлено, что у подрядчика отсутствуют складские помещения, автомобильный или другой транспорт, а также оборудование, необходимые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В то же время, в акте проверки указано, что согласно полученной налоговой информации от 20.11.2015 г. услуги по восстановлению крепежей погрузчика FOTON предоставлялись другим подрядчиком, отсутствующим по местонахождению, налоговая отчетность за март, апрель, июнь, июль 2015 года которого не признана "налоговой", трудовые ресурсы, основные средства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, контролирующим органом был сделано заключение о нереальности осуществления хозяйственных операций между ООО и подрядчиком.
На основании заключений акта проверки Новгород-Волынской ОГНИ ГУ ГФС в Житомирской области было принято НУР от 25.12.2015 г. об увеличении суммы денежного обязательства по НДС на 17513 грн., в том числе на 11675 грн. по основному платежу и на 5838 грн. по штрафным санкциям.
Согласно ст. 6 Конституции Украины органы законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
Органы государственной власти, их должностные лица в соответствии со ст. 19 Конституции Украины обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Статьей 2 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине (далее - Закон № 996) определено, что его действие распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм собственности.
Учитывая требования п. 2 ст. 3 этого же Закона, бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 996 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания.
Согласно п. 2.1 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88 (далее - Положение № 88), под первичными документами понимаются документы, созданные в письменной или электронной форме, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение.
Пунктом 2.4 Положения № 88 установлено, что первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (формы), дата и место составления, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции (в натуральном и/или стоимостном выражении), должности и фамилии лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личная или электронная подпись лица, участвовавшего в осуществлении хозяйственной операции. Кроме этого, подпись на документе может быть скреплена печатью (п. 2.5 Положения № 88).
Согласно п. 198.3 ст. 198 НКУ налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса, и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 этого Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с: приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога; приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога.
То есть необходимым условием для отнесения уплаченных в цене товаров (услуг) сумм НДС в налоговый кредит является факт приобретения товаров и услуг с целью их использования в хозяйственной деятельности.
При этом п. 198.6 ст. 198 НКУ определено, что не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными (или подтвержденные налоговыми накладными, оформленными с нарушением требований ст. 201 этого Кодекса) или не подтвержденные таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными п. 201.11 ст. 201 этого Кодекса.
В случае если на момент проверки плательщика налога контролирующим органом суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, остаются не подтвержденными указанными этим пунктом документами, плательщик налога несет ответственность в соответствии с этим Кодексом.
Кроме того, п. 201.1 ст. 201 НКУ предусмотрено, что плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя) одим из следующих способов: а) в бумажном виде; б) в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, подписи уполномоченного плательщиком лица и условия регистрации налоговой накладной в ЕРНН. В таком случае составление налоговой накладной в бумажном виде не является обязательным.
В налоговой накладной указываются в отдельных строках следующие обязательные реквизиты: а) порядковый номер налоговой накладной; б) дата выписки налоговой накладной; в) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, - продавца товаров/услуг; г) налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя); ґ) местонахождение юридического лица - продавца или налоговый адрес физического лица - продавца, зарегистрированного в качестве плательщика налога; д) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, - покупателя (получателя) товаров/услуг; е) описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем; є) цена поставки без учета налога; ж) ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении; з) общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом налога; и) вид гражданско-правового договора; і) код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины); ї) номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины.
Согласно п. 201.10 ст. 201 НКУ при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога - продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в ЕРНН и предоставить покупателю по его требованию. Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.
Из приведенных законодательных положений следует, что основанием возникновения у плательщика права на налоговый кредит и на уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму понесенных расходов является реальное осуществление операций по приобретению товаров (работ, услуг) с целью их использования в налогооблагаемых операциях, а также оформление указанных операций необходимыми документами первичного учета (в частности, налоговыми накладными).
При этом, как сведения, содержащиеся в налоговых накладных, так и данные первичных документов, составляемых при осуществлении хозяйственной операции и подающихся плательщиком в контролирующий орган, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверную информацию об обстоятельствах, с которыми законодательство связывается реализация права плательщика на налоговый кредит и на формирование валовых расходов.
В то же время, обоснование нарушений налогового законодательства невозможно без исследования реальности осуществления хозяйственных операций, а именно: данные о существовании актива (производился ли, кем и когда), о его движении на пути к налогоплательщику - приобретателю (как транспортировался, где хранился, кем принимался, в том числе установление должностных лиц поставщика и покупателя, задействованных в таком процессе), как использовался в дальнейшем, действительно ли актив получен от указанного в первичных документах контрагента и тому подобное.
Аналогичного мнения придерживается и ВАСУ (определения от 25.12.2012 г. № К/9991/66861/12 от 11.09.2014 г. № К/800/44971/13).
Кроме того, ВАСУ в постановлении от 14.05.2014 г. № К/80/22772/13 указано, что "возможные недостатки формы первичных документов не вызывают для них потерю доказательной силы в смысле ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и не исключают возможность их использования плательщиком при отображении и (или) подтверждении показателей налоговой отчетности согласно ст. 44 НК Украины".
Также отдельные недостатки в оформлении первичных документов (расходных накладных) не препятствуют идентифицировать участников спорных операций, а поэтому не могут быть основанием для заключения относительно необоснованности налоговой выгоды плательщика (постановление ВАСУ от 21.01.2015 г. № К/800/32317/14).
Также следует отметить, что в соответствии с п. 5 раздела II Порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами и их особобленными подразделениями, утвержденного приказом МФУ от 20.08.2015 г. № 727(далее - Порядок № 727), факты выявленных нарушений законодательства по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере со ссылкой на первичные документы, регистры налогового и бухгалтерского учета, финансовой и другой отчетности, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, ведение/составление которых предусмотрено законодательством, или полученные от других субъектов хозяйствования, органов государственной власти, в том числе иностранных государств, правоохранительных органов, а также налоговую информацию, подтверждающую наличие указанных фактов.
Подпунктом 2 п. 4 раздела III Порядка № 727 предусмотрено, что в случае установления проверкой нарушений налогового законодательства по каждому отраженному в акте документальной проверки факту нарушения необходимо, в частности:
- четко изложить содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи законодательных актов (международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ и которыми регулируются вопросы налогообложения), нарушенных налогоплательщиком, указать период (календарный день, месяц, квартал, полугодие, три квартала, год) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и хозяйственную операцию, при осуществлении которой совершено это нарушение;
- указать первичные документы, на основании которых совершены записи в налоговом и бухгалтерском учете, привести регистры бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов операций и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, и доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения.
В то же время, анализ акта проверки свидетельствует о несоответствии его общей и описательной частей требованиям, установленным в Порядке № 727, ведь они не отражают фактических обстоятельств дела и не содержат четкого обоснования и доказательств нарушения ООО налогового законодательства, поскольку этот акт не содержит доказательств:
1) невозможности реального осуществления ООО хозяйственных операций с подрядчиком с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для выполнения условий заключенных договоров;
2) фактического неосуществления подрядчиком предпринимательской деятельности именно в период поставок товаров, отсутствие у него именно в этот период физических, технических и технологических возможностей для их поставок;
3) отсутствие у ООО взаимосвязи между заключенным с подрядчиком договором на поставку товаров и использованием их в хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе последующей реализации;
4) существенных недостатков и/или недействительности первичных документов, предоставленных ООО к проверке, неподтверждение фактического движения активов заявителя в результате осуществления хозяйственных операций с подрядчиком;
5) осуществление спорных хозяйственных операций ООО без надлежащей проверки или при наличии согласованных действий с подрядчиком в целях получения налоговой выгоды.
Также следует отметить, что контролирующим органом при осуществлении проверки проверен только ограниченный период, за который осуществлялась поставка товара подрядчиком, но не исследован факт наличия товара у контрагента - поставщика.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание то, что проверкой не установлено и представлено надлежащих доказательств нарушения ООО требований налогового законодательства, руководствуясь гл. 4 раздела II НКУ, ГФС Украины отменяет НУР Новгород-Волынской ОГНИ ГУ ГФС в Житомирской области от 25.12.2015 г. и решение, принятое в результате рассмотрения первичной жалобы, а жалобу - удовлетворяет.
Председатель Р. Насиров
Комментарии к материалу