Реформа дерегуляции продолжается: перевод системы госнадзора и контроля на риско-ориентированный подход
Правительственная Межведомственная рабочая группа по дерегуляции с начала года просмотрела более тысячи разрешительных документов для бизнеса. Впрочем, дерегуляционная реформа на этом не завершена. Далее МРГ сфокусируется, в частности, на просмотре инструментов по обращениям бизнеса, будет работать над дерегуляцией отдельных секторов и будет воплощать рекомендации по отмене или оптимизации инструментов в конкретные решения. Об этом во время совместного онлайн-мероприятия Министерства экономики и Центра экономической стратегии «Дерегуляция работы бизнеса. Промежуточные итоги и планы на будущее рассказала Первый вице-премьер-министр Украины – Министр экономики Украины Юлия Свириденко.
«С начала 2023 года правительственная Межведомственная рабочая группа по дерегуляции начала плановый пересмотр регуляторных инструментов для бизнеса. И пока дошла до конца составленного списка. Просмотрено более тысячи разрешительных документов. Почти четверть из них по результатам просмотра мы рекомендовали отменить, более половины упростить или цифровизировать. Экономическая выгода для бизнеса от воплощения рекомендаций МРГ, по расчетам Офиса эффективного регулирования BRDO, к примеру, только в сфере регулирования Минэкономики составит 1,4 млрд грн. В аграрной отрасли – 8,5 млрд. грн. В строительстве – более 250 млн грн», – отметила Юлия Свириденко.
Заместитель Министра экономики Алексей Соболев рассказал подробнее о дальнейших шагах реформы дерегуляции. В частности, о переводе системы государственного надзора и контроля на рискоориентированный подход.
«Уже есть наработанный проект закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля)». Это введет рискоориентированный подход. То есть, если предприниматель ничего не нарушал, то и проверки к нему не будут приходить. Также следующий шаг – пересмотр и оптимизация работы инспекций», – отметил Алексей Соболев.
«В 2021 году было проведено более 200 тысяч проверок бизнеса, в 2022 году – 11 тысяч, а по состоянию на конец октября 2023 около 15 тысяч. Конечно, в этом году проверок больше, чем в 2022 году, на что есть объективные причины – бизнес работает. Но, несмотря на это, их количество после введения моратория на проверки бизнеса уменьшилось в десятки раз и ничего не произошло. То есть есть ли смысл возвращаться к классическим проверкам, которые действовали до 24 февраля 2022 года – вопрос риторический. Вывод один: формат и методы инспекционных проверок необходимо менять», – добавил глава Государственной регуляторной службы Украины Алексей Кучер.
Больше подходов к определению приоритетов дерегуляции рассказал Алексей Дорогань, исполнительный директор Офиса эффективного регулирования BRDO.
«Нужно, чтобы на системной основе каждый год на базе анализа и опросов предпринимателей мы видели график, сколько денег предприниматели тратят. На основе этого можно ставить цели. Проблемные точки можно будет видеть и оценить, насколько эффективна дерегуляция, не придумали ли власти какие-то новые регуляторные инструменты и т. д. Эта работа – это часть перехода от временного решения к системной работе», – отметил Алексей Дорогань.
В своей презентации Старший экономист Центра экономической стратегии Дмитрий Горюнов рассказал о ступенях хода реформы дерегуляции в Украине и озвучил рекомендации специалистов ЦЭС по дальнейшим мерам:
«Мы рекомендуем концентрироваться на точечных регулированиях, имеющих наибольшее влияние, и касающихся наибольшего количества предпринимателей, и в поиске таких опрашивать бизнес относительно того, какое регулирование мешает больше всего. Кроме того, следует очень осторожно пересматривать регулирование секторов, непосредственно влияющих на жизнь граждан, в частности, охрану труда и здоровья, также секторов, которые не просто так заслуживают регулирования – монополии и т. д.», – отметил Дмитрий Горюнов.
По словам заместителя Министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Сергея Власенко, Министерство сейчас работает над реализацией рекомендаций Межведомственной рабочей группы.
Дерегуляция нашего Министерства началась в декабре 2022 года с плодотворного сотрудничества с Государственной регуляторной службой. После того, при работе МРГ по дерегуляции мы дополнили список изменений. В частности, 61 инструмент госрегулирования мы отменяем, еще 61 – отправили на упрощение или цифровизацию. Ряд НПА нами уже разработан – это и проекты постановлений, и законопроекты – направлены на согласование и уже прорабатываются, чтобы были конкретные результаты после работы МРГ», – рассказал Сергей Власенко.
«Я очень рад, что в планах работы МРГ вообще пересмотр архитектуры надзора и контроля как такового. И наша оценка такова, что работа группы суперэффективна, это дает надежду, что государство в свое время будет реформировать и налоговую службу, и таможенную, и смотреть на финансовый рынок, нашу экономическую свободу, нашу финансовую свободу. Это дает надежду, и давайте переходить к пересмотру сфер надзора и контроля», – подытожил дискуссию Исполнительный директор Центра экономического восстановления Кирилл Криволап.
Правительственный портал
Комментарии к материалу