Больше по теме:
Важной составляющей производства по делу о банкротстве является процедура распоряжения имуществом должника. Именно на этом этапе определяется дальнейшая судьба должника: санация или ликвидация его.
Под распоряжением имуществом согласно абзацу первому ч. 1 ст. 44 Кодекса о процедурах банкротства (далее – Кодекс), понимается система мероприятий по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности, эффективного использования имущественных активов должника, осуществления анализа его финансового положения, а также определения следующей процедуры (санации или ликвидации).
Процедура распоряжения имуществом должника согласно ч. 2 ст. 44 Кодекса вводится сроком до 170 календарных дней.
С введением процедуры распоряжения имуществом должника хозяйственным судом из арбитражных управляющих назначается распорядитель имущества.
Назначение распорядителя имущества не является основанием для прекращения полномочий руководителя или органа управления должника. В то же время, в случае препятствования исполнительным органом должника исполнению полномочий распорядителя имущества, непринятия мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также совершения ими действий, нарушающих права и законные интересы должника или кредиторов, хозяйственный суд вправе прекратить полномочия исполнительного органа должника и возложить исполнение его обязанностей на распорядителя имущества.
С введением процедуры распоряжения имуществом должника хозяйственным судом также вводится мораторий для удовлетворения требований кредиторов.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов – это остановка выполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок выполнения которых настал до дня введения моратория, и прекращение мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих обязанностей и обязательств относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), примененных до дня введения моратория.
Также, определение хозяйственного суда об открытии производства по делу о банкротстве и введении моратория является основанием для остановки совершения исполнительных действий. О введении моратория распорядитель имущества уведомляет соответствующий орган государственной исполнительной службы, частного исполнителя, у которого находится исполнительное производство на исполнении.
Действие моратория прекращается со дня закрытия производства по делу о банкротстве.
С введением процедуры распоряжения имуществом должника хозяйственным судом также вводятся ограничения по распоряжению имуществом должника органами управления должника.
В течение процедуры распоряжения имуществом органы управления должника не вправе принимать решения:
Решение об участии должника в объединениях, ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, промышленно-финансовых группах или других объединениях юридических лиц, передаче имущества в аренду, удовлетворении требований текущих кредиторов во время процедуры распоряжения имуществом должника руководитель или орган управления должника принимают исключительно по согласованию с распорядителем имущества.
Также, в процедуре распоряжения имуществом должник не имеет права без согласия комитета кредиторов (собрания кредиторов – до момента формирования комитета кредиторов) совершать значительные сделки, совершение которых не запрещено настоящим Кодексом, и осуществлять продажу существенных активов должника.
Со дня официального обнародования объявления об открытии производства по делу о банкротстве конкурсные кредиторы по требованиям, возникшим ко дню открытия производства по делу о банкротстве, обязаны подать в хозяйственный суд письменные заявления с требованиями к должнику.
По результатам рассмотрения требований отдельного кредитора хозяйственный суд выносит определение об их признании или отклонении (полностью или частично).
Распорядитель имущества по результатам признания или отклонения хозяйственным судом требований кредиторов вносит в реестр требований кредиторов сведения о каждом кредиторе, размер его требований по денежным обязательствам, наличие права решающего голоса в представительских органах кредиторов, очередность удовлетворения каждого требования, письменно уведомляет кредиторов согласно реестру требований кредиторов, уполномоченное лицо работников должника и уполномоченное лицо учредителей (участников, акционеров) должника о месте и времени проведения собрания кредиторов и организовывает их проведение.
К компетенции собрания кредиторов относится принятие решения, в частности, об одобрении плана санации должника и одобрении внесения изменений в него, а также обращение в хозяйственный суд с ходатайством о введении следующей процедуры (санация или ликвидация банкрота) по делу о банкротстве.
До окончания процедуры распоряжения имуществом должника собрание кредиторов принимает одно из следующих решений: одобрить план санации и подать в хозяйственный суд ходатайство о введении процедуры санации и утверждении плана санации или подать в хозяйственный суд ходатайство о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
Если план санации не утвержден судом в пределах срока, установленного настоящим Кодексом, хозяйственный суд принимает постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
Информация по состоянию на 20.06.2025.
Минюст