Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Проведение инвентаризации при проведении проверки налоговым органом

21.03.2023

Согласно подпункту 20.1.9 пункта 20.1 статьи 20 Налогового Кодекса Украины контролирующие органы, определенные подпунктом 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, вправе требовать при проведении проверок от проверяемых налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материал ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег с использованием информации и документов относительно результатов такой инвентаризации по результатам таких проверок или в последующих мер налогового контроля.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины от 03 ноября 2022 года № 2719-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины о приватизации государственного и коммунального имущества, находящегося в налоговом залоге, и обеспечении администрирования погашения налогового долга» в подпункта 69.2 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, вступившие в силу 24.11.2022, предоставлено разрешение на проведение документальных внеплановых проверок, проводимых на обращение налогоплательщика и/или по основаниям, определенным подпунктами 78.1. контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.14 - 78.1.16, 78.1.21 и 78.1.22 пункта 78.1 статьи 78 настоящего документа, налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям, и/или документальным внеплановым проверкам по вопросам налогообложения юридическими лицами или другими нерезидентами, осуществляющими хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины, доходов, полученных нерезидентами с источником их происхождения из Украины, и/или документальных внеплановых проверок нерезидентов (представительств нерезидентов).

При организации проверок на оккупированных территориях и в районах, где пребывание опасно, документальные внеплановые проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасного:

  • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, используемым для осуществления хозяйственной деятельности и/или являющимся объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), либо связанными с другими объектами налогообложения такими налогоплательщиками;
  • доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовой и статистической отчетности в порядке и по основаниям, определенным законом;
  • проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег.

Требование о проведении инвентаризации направляется (вручается) налогоплательщику в порядке ст. 42 Кодекса.

На сегодняшний день основными актами, устанавливающими порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления их результатов, является Закон Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996-XIV) , постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. N 419 «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» (далее – Постановление № 419) и приказ Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. N 879 «Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств» зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 под № 1365/26142 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение № 879).

Пунктом 2 ст. 3 Закона № 996-XIV предусмотрено, что налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

Согласно ст. 4 Закона № 996-XIV финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на принимаемые на ее основе решения.

В первичных документах согласно ст. 9 Закона №996-XIV обеспечивается фиксирование фактов осуществления хозяйственных операций. В то же время, документальное оформление хозяйственной операции соответствующими первичными документами не свидетельствует о безусловном их соответствии самому содержанию операции.

Если фактического совершения сделки не было, соответствующие документы не могут считаться первичными документами для целей ведения налогового учета даже при наличии всех формальных реквизитов документов, предусмотренных действующим законодательством.

Абзацем шестым п. 7 раздела I Положения № 879 установлено, что проведение инвентаризации является обязательным, кроме прочего на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации.

В то же время действующее налоговое законодательство не определяет четкую форму требования о проведении инвентаризации, поскольку такой документ предусматривает обязанность конкретного лица совершить определенные действия. Поэтому каждая ситуация, особенно в текущих обстоятельствах военного положения, индивидуальна.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона №996-XIV проведение инвентаризации обязанность каждого предприятия для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой (налоговой) отчетности.

Закон № 996-XIV распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно правовых форм собственности, на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность.

В соответствии с п. п. 16 п. 3 разд. III «Об утверждении Изменений в Порядок оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и иного законодательства налогоплательщиками – юридическими лицами и их обособленными подразделениями», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 21.07.2017 № 657, в описательной части акта (справки) документальной проверки отображается информация о проведенных налогоплательщиком при осуществлении проверки инвентаризации его основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег, а также информация по инвентаризации документов, расчетов (в случае ее проведения).

Таким образом,

  • при проведении проверки представители ГНС имеют право требовать от налогоплательщика осуществить инвентаризацию;
  • для проведения инвентаризации налогоплательщик должен получить надлежащим образом оформленный документ с таким требованием;
  • представители ГНС могут присутствовать при инвентаризации;
  • при проведении инвентаризации по требованию ГНС представители ГНС в состав инвентаризационной комиссии не входят.

https://ck.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
18.09.2025
Счета лиц, связанных с рф, подлежат ограничению на расходные операции банков
Ограничения касаются всех расходных операций по счетам юридических лиц, конечными бенефициарными владельцами которых являются резиденты рф/рб, независимо от того, кто является инициатором операции (клиент или взыскатель), за исключением исчерпывающего перечня разрешенных операций. Такие ограничения ...
18.09.2025
Можно ли предоставить отпуск работнице не по графику в случае отпуска ее мобилизованного мужа
Имеет ли работник право на отпуск, который будет совпадать с отпуском ее мужа-военнообязанного, если у нее по графику отпуск в ноябре 2025 года, а у ее мужа – в октябре 2025 года? Больше по теме: Нужно ли заявление, если работник идет в отпуск по графику? Кому можно предоставить отпуск вне г...
18.09.2025
Как заполнить строку 095 Расчета резиденту Дія Сіті с середины месяца
Резидент Дія Сіті заполняет строку 095 заголовочной части Расчета начиная с календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором плательщиком приобретен статус резидента Дія Сіті. Больше по теме: Резиденты Дія Сіті: налогообложение доходов специалистов Два варианта уплаты корпора...
Лучшие материалы