Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Проведение инвентаризации при проведении проверки налоговым органом

21.03.2023

Согласно подпункту 20.1.9 пункта 20.1 статьи 20 Налогового Кодекса Украины контролирующие органы, определенные подпунктом 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, вправе требовать при проведении проверок от проверяемых налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материал ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег с использованием информации и документов относительно результатов такой инвентаризации по результатам таких проверок или в последующих мер налогового контроля.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины от 03 ноября 2022 года № 2719-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины о приватизации государственного и коммунального имущества, находящегося в налоговом залоге, и обеспечении администрирования погашения налогового долга» в подпункта 69.2 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, вступившие в силу 24.11.2022, предоставлено разрешение на проведение документальных внеплановых проверок, проводимых на обращение налогоплательщика и/или по основаниям, определенным подпунктами 78.1. контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.14 - 78.1.16, 78.1.21 и 78.1.22 пункта 78.1 статьи 78 настоящего документа, налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям, и/или документальным внеплановым проверкам по вопросам налогообложения юридическими лицами или другими нерезидентами, осуществляющими хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины, доходов, полученных нерезидентами с источником их происхождения из Украины, и/или документальных внеплановых проверок нерезидентов (представительств нерезидентов).

При организации проверок на оккупированных территориях и в районах, где пребывание опасно, документальные внеплановые проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасного:

  • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, используемым для осуществления хозяйственной деятельности и/или являющимся объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), либо связанными с другими объектами налогообложения такими налогоплательщиками;
  • доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовой и статистической отчетности в порядке и по основаниям, определенным законом;
  • проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег.

Требование о проведении инвентаризации направляется (вручается) налогоплательщику в порядке ст. 42 Кодекса.

На сегодняшний день основными актами, устанавливающими порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления их результатов, является Закон Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996-XIV) , постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. N 419 «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» (далее – Постановление № 419) и приказ Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. N 879 «Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств» зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 под № 1365/26142 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение № 879).

Пунктом 2 ст. 3 Закона № 996-XIV предусмотрено, что налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

Согласно ст. 4 Закона № 996-XIV финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на принимаемые на ее основе решения.

В первичных документах согласно ст. 9 Закона №996-XIV обеспечивается фиксирование фактов осуществления хозяйственных операций. В то же время, документальное оформление хозяйственной операции соответствующими первичными документами не свидетельствует о безусловном их соответствии самому содержанию операции.

Если фактического совершения сделки не было, соответствующие документы не могут считаться первичными документами для целей ведения налогового учета даже при наличии всех формальных реквизитов документов, предусмотренных действующим законодательством.

Абзацем шестым п. 7 раздела I Положения № 879 установлено, что проведение инвентаризации является обязательным, кроме прочего на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации.

В то же время действующее налоговое законодательство не определяет четкую форму требования о проведении инвентаризации, поскольку такой документ предусматривает обязанность конкретного лица совершить определенные действия. Поэтому каждая ситуация, особенно в текущих обстоятельствах военного положения, индивидуальна.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона №996-XIV проведение инвентаризации обязанность каждого предприятия для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой (налоговой) отчетности.

Закон № 996-XIV распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно правовых форм собственности, на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность.

В соответствии с п. п. 16 п. 3 разд. III «Об утверждении Изменений в Порядок оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и иного законодательства налогоплательщиками – юридическими лицами и их обособленными подразделениями», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 21.07.2017 № 657, в описательной части акта (справки) документальной проверки отображается информация о проведенных налогоплательщиком при осуществлении проверки инвентаризации его основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег, а также информация по инвентаризации документов, расчетов (в случае ее проведения).

Таким образом,

  • при проведении проверки представители ГНС имеют право требовать от налогоплательщика осуществить инвентаризацию;
  • для проведения инвентаризации налогоплательщик должен получить надлежащим образом оформленный документ с таким требованием;
  • представители ГНС могут присутствовать при инвентаризации;
  • при проведении инвентаризации по требованию ГНС представители ГНС в состав инвентаризационной комиссии не входят.

https://ck.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
Новое
09.05.2025
Минагрополитики осуществляет мониторинг соответствия критически важных предприятий Критериям
Минагрополитики настаивает на неукоснительном соблюдении требований законодательных и других нормативно-правовых актов в течение деятельности предприятий с даты принятия решения об определении их критически важными. Больше по теме: Бронирование военнообязанных работников агропромышленного сектора В...
09.05.2025
Сколько получит пенсионер в случае благотворительного пожертвования от юрлица
Если благотворительное пожертвование адресное, 70 % суммы выплачивается пенсионеру, 30 % суммы направляется в бюджет ПФУ и используется как финансовый ресурс на выплату пенсий. Больше по теме: Договор пожертвования К финансированию пенсионных выплат на благотворительной основе может приобщиться люб...
09.05.2025
Инструктаж по охране труда при надомной или дистанционной работе
Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы В организации работает три человека (начальник и 2 главных специалиста). В настоящее время стоит вопрос о прохождении обучения по охране труда (ОТ): должен ли проходить начальник организации или специалист, занимающийся раз...
Лучшие материалы