Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Простой в военное время: основания, оформление, оплата

02.06.2023

Согласно требованиям статьи 34 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ Украины), простой – это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.

В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного луны.

Простой как приостановка работы, являющийся основанием для временного перевода работников с их согласия на другую работу, может быть вызван любой причиной как объективного, так и субъективного характера. Перевод возможен как на том же предприятии, в учреждении, организации, так и на другое предприятие, в учреждение, организацию, находящуюся в той же местности.

В случае простоя для перевода работника на другую работу требуется его согласие. Это означает, что отказ работника от такого перевода не может быть основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности или для лишения премии полностью или частично.

Законодательством не установлены ограничения по количеству переводов в течение календарного года или их общей продолжительности в течение года.

Срок перевода ограничен периодом в один месяц.

Порядок оплаты времени простоя и предупреждение работодателя о простом определении статьей 113 КЗоТ Украины.

Время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

Об основаниях простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить работодателя или бригадира, мастера или должностных лиц.

За время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или для окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

На период освоения нового производства (продукции) работодатель может осуществлять работникам доплату к предыдущему среднему заработку на срок не более шести месяцев.

Об условиях введения простоя

Законодательством не установлены четкие условия (основания) объявления простоя на конкретном предприятии. Также не установлены и никакие ограничения, поэтому решение вопроса об объявлении простой в полной мере зависит от объективных обстоятельств, которые сложились на предприятии, и желания работодателя.

Обязательное условие – наличие обстоятельств, повлекших полную остановку работы предприятия или его структурных подразделений. Кроме того, простой применим к отдельным работникам ввиду невозможности исполнением ими своих трудовых обязанностей, к примеру, в связи с утратой/повреждением средств производства, с которыми они работали. При этом работники этого же структурного подразделения, которые в процессе труда не используют утраченные/поврежденные средства производства (или результат работы работников, которые использовали такие средства) и не имеют других препятствий для выполнения своей трудовой функции, могут продолжать работу.

Важно отдавать себе отчет, что самого по себе действия правового режима военного положения в Украине недостаточно для объявления простоя, если предприятие может продолжать нормально функционировать.

Сегодня простой объявляют по следующим основаниям: уничтожение или повреждение имущества предприятия, важных объектов инфраструктуры (энергетические и логистические ресурсы), расположение предприятия на временно оккупированных территориях или на территориях, где ведутся активные боевые действия.

Относительно порядка оформления простоя

КЗоТ Украины и другие акты законодательства не подробно регулируют порядок объявления и введения простоя на предприятии.

Определенный алгоритм действий работодателя содержится в Письме Министерства труда и социальной политики Украины от 23 октября 2007 года № 257/06/187-07 “Об организации работы во время простоя на предприятии”. Министерство рекомендует работодателям совершать следующие действия:

  • издать приказ об объявлении простоя (в нем следует указать период введения или обстоятельство, с которым будет связываться прекращение простоя; перечислить работников, на которых он распространяется; определить размер заработной платы, которая будет выплачиваться работникам, а также ответственное лицо за уведомление этого) приказа другим работникам);
  • оформить акт простоя (зафиксировать причины, обусловившие остановку работы предприятия).

Если простой будет носить круглосуточный характер, в приказе следует определить необходимость присутствия или отсутствия работника на работе.

Оплата труда на время объявления простоя

Простой не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

То есть работодатель не имеет права платить работникам на период простоя менее двух третей тарифной ставки. При этом законом не установлены ограничения по возможности оплаты в большем размере. Коллективными соглашениями, договорами могут быть установлены большие размеры выплат, однако нередко такие нормы носят рекомендательный характер для работодателя.

Статьей 12 Закона Украины "Об оплате труда" предусмотрено, что оплата труда за время простоя не по вине работника относится к минимальным государственным гарантиям в оплате труда.

Простой следует оплачивать не реже двух раз в месяц с соблюдением общих правил относительно сроков осуществления выплаты заработной платы.

Внимание! Разъяснение Юго-Западного межрегионального управления Гоструда не является нормативно-правовым актом, не устанавливает новые правовые нормы и носит информационный и разъяснительный характер.

https://cv.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
Новое
09.05.2025
Минагрополитики осуществляет мониторинг соответствия критически важных предприятий Критериям
Минагрополитики настаивает на неукоснительном соблюдении требований законодательных и других нормативно-правовых актов в течение деятельности предприятий с даты принятия решения об определении их критически важными. Больше по теме: Бронирование военнообязанных работников агропромышленного сектора В...
09.05.2025
Сколько получит пенсионер в случае благотворительного пожертвования от юрлица
Если благотворительное пожертвование адресное, 70 % суммы выплачивается пенсионеру, 30 % суммы направляется в бюджет ПФУ и используется как финансовый ресурс на выплату пенсий. Больше по теме: Договор пожертвования К финансированию пенсионных выплат на благотворительной основе может приобщиться люб...
09.05.2025
Инструктаж по охране труда при надомной или дистанционной работе
Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы В организации работает три человека (начальник и 2 главных специалиста). В настоящее время стоит вопрос о прохождении обучения по охране труда (ОТ): должен ли проходить начальник организации или специалист, занимающийся раз...
Лучшие материалы