Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Применяются ли штрафные санкции и пеня за нарушение законодательства в сфере ВЭД в период военного положения?

22.02.2024

Главное управление ГНС в Киеве сообщает, что правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность за нарушение ими валютного законодательства определены Законом от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473).

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 НБУ вправе устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.

Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 разд. ІІ Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (далее – Положения № 5), и составляют 365 календарных дней.

В связи с введением Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 (далее – Указ № 64) военного положения в Украине, Правлением НБУ принято постановление от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», с изменениями и дополнениями от 0.07.2022, которым установлены с 05.04.2022 предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров – 180 календарных дней. Для сделок, проведенных до 05.04.2022, предельные сроки расчетов составляют 365 календарных дней.

Нарушение резидентами предельного срока расчетов согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте или иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона № 2473 по отдельным операциям по экспорту и импорту товаров предельные сроки расчетов, установленные НБУ, могут быть продлены центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующую государственную политику в сфере экономического развития, путем выдачи заключения.

Согласно ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 в случае, если исполнение договора, предусмотренного ч. 2 или 3 настоящей статьи, останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).

Согласно абзацу первому ч. 7 ст. 13 Закона № 2473, в случае принятия к рассмотрению судом, международным коммерческим арбитражем искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного внешнеэкономическим договором (контрактом), или принятия к производству уполномоченным органом взыскания такой задолженности с должника-нерезидента в пользу резидента во внесудебном (досудебном) принудительном порядке срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, останавливается со дня принятия к рассмотрению такого заявления (принятие к производству соответствующего документа) и пеня за нарушение срока в этот период не начисляется .

Обращаем внимание, что п. 6 Регламента засвидетельствования Торгово-промышленной палатой Украины (далее – ТПП) и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП от 18.12.2014 № 44(5) (далее – Регламент ТПП), определено, что основанием для удостоверения форс-мажорных обстоятельств является наличие одной или более форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), перечисленных в ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», а также определенных сторонами по договору, законодательными, ведомственными и/или другими нормативными актами, повлиявшими на обязательства таким образом, что сделали невозможным его исполнение в срок, предусмотренный соответствующим договором, законодательными и/или другими нормативными актами.

Согласно Регламенту ТПП, форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, выполнение которого наступило согласно условиям договора и выполнение которого стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств путем выдачу сертификата ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой согласно действующему законодательству и Регламенту.

ТПП Украины ведет единый Реестр сертификатов, выданных ТПП Украины и региональными ТПП (Реестр сертификатов), об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и Реестр уполномоченных лиц.

ТПП Украины письмом от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию российской федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 24 февраля на 30 суток, согласно Указу № 64.

То есть ТПП Украины письмом сообщила «всех кого это касается» о том, что с 24.02.2022 указанные обстоятельства являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности Украины. Но Регламентом ТПП письмо неопределено таким документом как сертификат, удостоверяющий наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), выданный ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой в соответствии с действующим законодательством, условиями договора (контракта, соглашения и т. п.) и настоящим Регламентом.

Таким образом, письмо ТПП Украины не является сертификатом, удостоверяющим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

Учитывая вышеизложенное, требования Закона № 2473 и Регламента ТПП, а также начало боевых действий на территории Украины, недопущение нарушения сроков расчетов, установленных НБУ, и соответственно, освобождения налогоплательщиков от ответственности за нарушение предельных сроков расчетов, установленных НБУ, в виде пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара), возможно при:

1) обосновании невозможности выполнения внешнеэкономического контракта, удостоверяющего ТПП Украины сертификатом о наличии форс-мажорных обстоятельств с указанием периода действия таких обстоятельств;

2) принятии к рассмотрению судом, международным коммерческим арбитражем искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного внешнеэкономическим договором (контрактом), или принятия к производству уполномоченным органом соответствующей страны документа о взыскании такой задолженности в пользу резидента во внесудебном (досудебном) принудительном порядке;

3) продления центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, сроков расчетов, установленных НБУ, путем выдачи заключения.

ГУ ГНС в г. Киеве


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.09.2025
Дата определения ставки акциза и курса гривни при пополнении остатка горючего
При составлении Заявки плательщиком осуществляется расчет объемов горючего, исходя из уплаченной на электронный счет суммы акцизного налога, рассчитываемой по ставке акцизного налога, действующей на дату ее составления и исходя из официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ, д...
17.09.2025
Какие существуют виды инструктажей по охране труда
Инструктаж по охране труда существует не в одном виде и применяется в разных случаях! Более подробно – на инфографике. Больше по теме: Инструкция по охране труда для работников офиса Инструкция по охране труда для студентов, проходящих производственную практику В соответствии со ст. 18 Закон...
17.09.2025
Несвоевременное уведомление о несчастном случае: есть ли ответственность
Случился ли несчастный случай на производстве? Несвоевременно подали информацию о нем? Подробнее об ответственности работодателя смотрите ниже. Больше по теме: Смерть единственного учредителя фермерского хозяйства: как работать дальше? Прекращение трудового договора в случае смерти работника или р...
Лучшие материалы