Применяются ли штрафные санкции и пеня за нарушение законодательства в сфере ВЭД в период военного положения?
Главное управление ГНС в Киеве сообщает, что правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность за нарушение ими валютного законодательства определены Законом от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 НБУ вправе устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.
Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 разд. ІІ Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (далее – Положения № 5), и составляют 365 календарных дней.
В связи с введением Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 (далее – Указ № 64) военного положения в Украине, Правлением НБУ принято постановление от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», с изменениями и дополнениями от 0.07.2022, которым установлены с 05.04.2022 предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров – 180 календарных дней. Для сделок, проведенных до 05.04.2022, предельные сроки расчетов составляют 365 календарных дней.
Нарушение резидентами предельного срока расчетов согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте или иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона № 2473 по отдельным операциям по экспорту и импорту товаров предельные сроки расчетов, установленные НБУ, могут быть продлены центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующую государственную политику в сфере экономического развития, путем выдачи заключения.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 в случае, если исполнение договора, предусмотренного ч. 2 или 3 настоящей статьи, останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).
Согласно абзацу первому ч. 7 ст. 13 Закона № 2473, в случае принятия к рассмотрению судом, международным коммерческим арбитражем искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного внешнеэкономическим договором (контрактом), или принятия к производству уполномоченным органом взыскания такой задолженности с должника-нерезидента в пользу резидента во внесудебном (досудебном) принудительном порядке срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, останавливается со дня принятия к рассмотрению такого заявления (принятие к производству соответствующего документа) и пеня за нарушение срока в этот период не начисляется .
Обращаем внимание, что п. 6 Регламента засвидетельствования Торгово-промышленной палатой Украины (далее – ТПП) и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП от 18.12.2014 № 44(5) (далее – Регламент ТПП), определено, что основанием для удостоверения форс-мажорных обстоятельств является наличие одной или более форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), перечисленных в ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», а также определенных сторонами по договору, законодательными, ведомственными и/или другими нормативными актами, повлиявшими на обязательства таким образом, что сделали невозможным его исполнение в срок, предусмотренный соответствующим договором, законодательными и/или другими нормативными актами.
Согласно Регламенту ТПП, форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, выполнение которого наступило согласно условиям договора и выполнение которого стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств путем выдачу сертификата ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой согласно действующему законодательству и Регламенту.
ТПП Украины ведет единый Реестр сертификатов, выданных ТПП Украины и региональными ТПП (Реестр сертификатов), об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и Реестр уполномоченных лиц.
ТПП Украины письмом от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию российской федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 24 февраля на 30 суток, согласно Указу № 64.
То есть ТПП Украины письмом сообщила «всех кого это касается» о том, что с 24.02.2022 указанные обстоятельства являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности Украины. Но Регламентом ТПП письмо неопределено таким документом как сертификат, удостоверяющий наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), выданный ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой в соответствии с действующим законодательством, условиями договора (контракта, соглашения и т. п.) и настоящим Регламентом.
Таким образом, письмо ТПП Украины не является сертификатом, удостоверяющим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).
Учитывая вышеизложенное, требования Закона № 2473 и Регламента ТПП, а также начало боевых действий на территории Украины, недопущение нарушения сроков расчетов, установленных НБУ, и соответственно, освобождения налогоплательщиков от ответственности за нарушение предельных сроков расчетов, установленных НБУ, в виде пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара), возможно при:
1) обосновании невозможности выполнения внешнеэкономического контракта, удостоверяющего ТПП Украины сертификатом о наличии форс-мажорных обстоятельств с указанием периода действия таких обстоятельств;
2) принятии к рассмотрению судом, международным коммерческим арбитражем искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного внешнеэкономическим договором (контрактом), или принятия к производству уполномоченным органом соответствующей страны документа о взыскании такой задолженности в пользу резидента во внесудебном (досудебном) принудительном порядке;
3) продления центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, сроков расчетов, установленных НБУ, путем выдачи заключения.
ГУ ГНС в г. Киеве
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу