Представления уточняющего расчета за проверенный период
Пункт 50.2 статьи 50 НК Украины содержит следующее предостережение - налогоплательщик во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговых деклараций за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом. Это правило не распространяется на случаи, установленные статьей 177 настоящего Кодекса.
Системный анализ приведенных положений дает основания для вывода, что налогоплательщик может воспользоваться своим правом на исправление значений налоговых обязательств в случае самостоятельного обнаружения ошибки путем отражения соответствующих сумм в налоговой декларации за отчетный налоговый период или внесении изменений в налоговую отчетность в порядке, определенном статьей 50 НК Украины.
Установлено пунктом 50.2 статьи 50 НК Украины ограничение касается исключительно представления уточняющего расчета и исключительно в период проведения контрольного мероприятия (документальной плановой и внеплановой проверки). При этом нормы НК Украины не определяют, что уточняющие расчеты невозможно представить и после проведения проверки.
Возможность уточнения показателей налоговой отчетности за периоды, которые уже проверено контролирующим органом, предусмотренная пунктом 50.3 статьи 50 НК Украины, согласно которому в случае если налогоплательщик подает уточняющий расчет к налоговой декларации, представленной за проверяемый период, либо не подает уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлено нарушение налогового законодательства, соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период.
Таким образом, налогоплательщик может воспользоваться правом подачи уточняющего расчета в период после проведения проверки и до принятия контролирующим органом налогового уведомления-решения по результатам такой проверки, а контролирующий орган, принимая в таком случае соответствующее налоговое уведомление-решение по результатам проверки, должен установить действительный обязанность плательщика по уплате налога с учетом данных уточняющего расчета.
Аналогичное правоприменения в части возможности представления уточняющих расчетов после проведения проверки и до принятия контролирующим органом налогового уведомления-решения, изложенное и в постановлениях Верховного Суда от 19 сентября 2019 (дело №815 / 4013/14), от 21 августа 2019 (дело № 805/4187 / шестнадцатый), от 24 февраля 2020 № 440/4443/18).
sumy.tax.gov.ua
Комментарии к материалу