Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Порядок обжалования налогоплательщиком действий должностных лиц контролирующих органов

27.01.2022

Центральное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками напоминает, что согласно части второй ст. 55 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. № 254к/96-ВР каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и должностных лиц.

Закон Украины от 02 октября 1996 года № 393/96-ВР «Об обращениях граждан» с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 393) регулирует вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права, в частности, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Пунктом 3 разд. І Порядка рассмотрения обращений и организации личного приема граждан в Государственной налоговой службе Украины и ее территориальных органах, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 15.06.2020 № 297 (далее – Порядок) рассмотрение обращений и личный прием граждан в органах ГНС является составной частью механизма реализации прав граждан на внесение в органы государственной власти предложений по улучшению их деятельности, обжалованию действий должностных лиц и органов государственной власти.

Пунктом 4 разд. І Порядка определено, что в соответствии со ст. 4 Закона № 393 могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) в сфере управленческой деятельности органов ГНС, в результате которых:

  • нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);
  • созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;
  • незаконно возложены на гражданина определенные обязанности или его незаконно привлечены к ответственности.

Все обращения граждан, поступающих в органы ГНС, подлежат обязательной классификации по установленным ст. 3 Закона № 393 видами, а именно: предложения (замечания), заявления и жалобы (п. 2 разд. ІІ Порядка).

Жалоба – обращение с требованием о возобновлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц. (Часть четвертая ст. 3 Закона № 393).

Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, не лишающему гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующего законодательства, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением – непосредственно в суд (часть первая ст. 16 Закона № 393).

Согласно п. 4 разд. ІІ Порядка обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).

Обращение может быть устным (изложенным гражданином посредством средств телефонной связи через определенные Контакт-центры (приложение 1), телефонные «горячие линии» и записанным (зарегистрированным) должностным лицом (приложение 2) или на личном приеме (приложение 3)) или письменным, отправленным почтой или переданным гражданином лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с законодательством Украины (в том числе во время личного приема). Письменное обращение также может быть отправлено с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронное обращение).

Устные обращения граждан, полученные во время проведения прямой телефонной линии Кабинета Министров Украины, записываются ответственным должностным лицом согласно функциональным обязанностям в карточке регистрации, образец которой приведен в приложении 2 к Порядку.

Согласно абзацам первого, второго, пятого и седьмого п. 5 разд. II Порядка в обращении должна быть указана фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства гражданина, изложена суть поднятого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. В электронном обращении также должен быть указан электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть направлен ответ или сведения о других средствах связи с ним. Применение квалифицированной электронной подписи при передаче электронного обращения не требуется.

Электронное обращение, отправленное без использования квалифицированной электронной подписи, должно иметь вид скан-копии обращения с подписью заявителя с указанием даты.

Устные обращения, оставленные с помощью средств телефонной связи без предоставления гражданами сведений в соответствии с требованиями части седьмой ст. 5 Закона №393, считаются анонимными.

Письменные обращения без указания места жительства, не подписанные автором (авторами), а также такие, из содержания которых невозможно установить авторство, признаются анонимными.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат (кроме анонимных сообщений о нарушении требований Закона Украины от 14 октября 2014 № 1700-VII «О предотвращении коррупции» с изменениями и дополнениями). Анонимные обращения после регистрации доводятся до сведения руководителей структурных подразделений в соответствии с их функциональными полномочиями средствами СЭД (п. 17 разд. II Порядка).

Обращение, оформленное без соблюдения требований в. 5 Закона № 393, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее десяти дней со дня поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой ст. 7 Закона № 393 (п. 13 разд. ІІ Порядка).

Повторные обращения от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по существу, а также жалобы, поданные с нарушением сроков, предусмотренных ст. 17 Закона № 393, рассмотрению не подлежат (абзац первый п. 19 разд. ІІ Порядка).

Статьей 17 Закона № 393 предусмотрено, что жалоба на обжалуемое решение может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

Решение высшего государственного органа, рассматривающего жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд в срок, предусмотренный законодательством Украины.

Если в обращении наряду с вопросами, относящимися к компетенции органа ГНС, поднимаются вопросы, подлежащие решению в других органах государственной власти или местного самоуправления, то при предоставлении ответа на обращение разъясняется порядок решения таких вопросов (п. 4 разд. ІІІ Порядка ).

Согласно п. 1 разд. IV Порядка сроки рассмотрения обращений граждан исчисляются в календарных днях, начиная со дня их поступления в органы ГНС.

Если последний день срока исполнения документа выпадает на выходной, праздничный или нерабочий день, сроком исполнения документа считается первый рабочий день после наступления срока исполнения.

Обращения рассматриваются и разрешаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, учитывая выходные, праздничные и нерабочие дни, а не требующие дополнительного изучения и проведения проверки по ним безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их регистрации (п. 2 разд. IV Порядка).

Если для решения поднятых гражданами вопросов следует провести проверку информации, изложенной в обращениях, получить дополнительные материалы, то срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен соответствующим письмом, направленным гражданину не позднее чем за день до истечения ранее определенного срока рассмотрения обращения с указанием причины продления (абзац первый п. 3 разд. IV Порядка).

Общий срок решения вопросов, поднятых в обращении, не может превышать 45 календарных дней (п. 4 разд. IV Порядка).

Также согласно п. 1 части первой ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06 июля 2005 г. № 2747-IV с изменениями и дополнениями юрисдикция административных судов распространяется на дела в публично-правовых спорах, в частности спорах физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по обжалованию его решений (нормативно- актов или индивидуальных актов), действий или бездействия, кроме случаев, когда для рассмотрения таких споров законом установлен другой порядок судебного производства.

https://cvp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
15.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности Будет ли 15 июля выходным днем Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 28.05.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
15.07.2025
Можно ли уволить работника за безнравственные действия
Когда возможно увольнение работника за совершение аморального проступка? Больше по теме: Увольнение работника в связи с утратой доверия и за аморальный проступок По указанному основанию могут быть уволены участники образовательного процесса, указанные в ст. 52 Закона от 05.09.2017 № 2145-VIII &laqu...
15.07.2025
Освобождаются ли самозанятые мобилизованные лица от уплаты военного сбора в составе налоговой отчетности по единому налогу
Да, освобождаются физлица-предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, которые имели или не имели наемных работников, призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатам...
15.07.2025
Может ли ТТН подтвердить товарный учет или происхождение товара
ТТН может подтверждать факт транспортировки, но не саму покупку или ее стоимость, а также расходы на приобретение. ТТН не включена в перечень документов, подтверждающих происхождение товара. Больше по теме: Можно ли подписать э-ТТН позже дня завершения перевозки? Вес (масса) груза и транспортного ...
Лучшие материалы