Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности блокировки средств на счетах должников при исполнительном производстве

Разъяснение
11.07.2024

Исполнитель осуществляет меры принудительного исполнения решения способом и в порядке, установленных исполнительным документом и Законом от 02.06.2016 № 1404-VIII «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 1404). Он обязан принимать предусмотренные настоящим Законом меры по принудительному исполнению решений, беспристрастно, эффективно, своевременно и в полном объеме совершать исполнительные действия.

Абзацем первым ч. 1 ст. 48 Закона № 1404 определено, что обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте, изъятии (списании средств со счетов) и принудительной реализации (предъявлении электронных денег к погашению в обмен на средства, перечисляемые на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы, за счет частного исполнителя).

Согласно ч. 2 ст.  56 Закона № 1404 арест на имущество (средства) должника налагается исполнителем путем вынесения постановления об аресте имущества (средств) должника или об описи и аресте имущества (средств) должника.

Пунктом 7 ч. 3 ст. 18 Закона № 1404 определено, что исполнитель при осуществлении исполнительного производства вправе наложить арест на средства и другие ценности должника, в том числе на средства, находящиеся в кассах, на счетах в банках, других финансовых учреждениях и органах, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств (кроме средств на едином счете, открытом в порядке, определенном ст. 351 Налогового кодекса (далее – НК), средств на счетах налогоплательщиков в системе электронного администрирования НДС, средств на электронных счетах плательщиков акцизного налога, средств на счетах со специальным режимом назначения, специальных и других счетах, обращение взыскания на которые запрещено законом), на счета в ценных бумагах, а также опечатывать кассы, помещения и места хранения денег.

В постановлении о наложении ареста на средства, которые учитываются на счетах должника в банковских учреждениях, указывается наложение ареста на средства должника, кроме средств, содержащихся на счетах, наложение ареста и/или обращение взыскания на которые запрещено Законом № 1404.

Перечень оснований для снятия ареста с имущества (средств) должника определен ст. 59 Закона № 1404. В частности, ч. 2 указанной статьи Закона № 1404 предусмотрено, что исполнитель обязан снять арест со средств на счете должника не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от банка документов, подтверждающих, что на средства, находящиеся на счете, запрещено обращать взыскание согласно настоящему Закону, а также в случае, предусмотренном п. 10, 15 ч. 1 ст. 34 Закона № 1404.

Кроме того, ч. 5 ст. 59 Закона № 1404 предусмотрено, что арест может быть снят по решению суда.

В то же время следует отметить, что Законом № 1404 не предусмотрен запрет на обращение взыскания на средства военнослужащих.

Также уведомляем, что увеличение количества обращений по вопросам наложения ареста на средства должников и снятие ареста со средств на счетах должников, вызвано принятием Верховной Радой Закона от 11.04.2023 № 3048-ІХ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных особенностей организации принудительного исполнения судебных решений и решений других органов во время действия военного положения» (далее – Закон № 3048, вступил в силу с 06.05.2023), которым внесены изменения в п. 102 разд. XIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 3048.

Этой редакцией изменен порядок распоряжения физическими лицами – должниками средствами, на которые наложен арест органами государственной исполнительной службы или частными исполнителями, в период действия в Украине военного положения, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022.

Внесенными изменениями предусмотрено, в частности, временно, на период до прекращения или отмены военного положения в Украине:

  • физические лица – это должники, на средства которых наложен арест органами государственной исполнительной службы, частными исполнителями, которые могут совершать расходные операции с текущего счета на сумму в размере, который в течение одного календарного месяца не превышает двух размеров минимальной заработной платы, установленной законом о Госбюджете на 1 января текущего календарного года, а также уплачивать налоги, сборы без учета такого ареста, при условии, что такой текущий счет определен для осуществления расходных операций в порядке, установленном настоящим подпунктом. Обращение взыскания в пределах указанной суммы на таком счете не осуществляется.

Для определения такого текущего счета в банке физическое лицо – должник обращается в орган государственной исполнительной службы, к частному исполнителю, который наложил арест на средства физического лица – должника, с заявлением об определении текущего счета в банке для осуществления расходных операций. Заявление может быть подано в бумажной форме (нарочно или посредством почтовой связи) или в электронной форме с соблюдением требований, установленных Законом от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте».

В заявлении указываются номер текущего счета, который физическое лицо – должник просит определить для осуществления расходных операций, и наименование банка, где открыт такой счет. Физическое лицо – должник несет ответственность за достоверность указанной в заявлении информации.

Государственный, частный исполнитель в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления физического лица – должника выносит постановление об определении текущего счета физического лица – должника в банке для осуществления расходных операций и безотлагательно, не позднее следующего рабочего дня после вынесения постановления:

  • предоставляет/направляет соответствующее постановление банку (обслуживающему банку);
  • проверяет наличие других исполнительных производств, открытых в отношении физического лица – должника, и, в случае если в отношении физического лица – должника открыты другие исполнительные производства, одновременно представляет/направляет соответствующее постановление в органы государственной исполнительной службы или частному исполнителю, которые осуществляют принудительное исполнение в таких исполнительных производствах. В таком случае текущий счет, указанный в соответствующем постановлении, считается определенным для осуществления расходных операций и в пределах таких исполнительных производств.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
Нужно ли ФЛП-единщику для освобождения от уплаты единого взноса за себя уведомлять о его уплате работодателем
Физлица-предприниматели или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с целью освобождения от уплаты единого взноса за себя, не должны уведомлять контролирующий орган о факте уплаты за них единого взноса работодателями. Больше по теме: Опасные ошибки предпринимателей-единщиков...
31.10.2025
Можно ли выплачивать премию работникам к государственным праздникам в период действия военного положения
Условия введения и размеры премий и других поощрительных выплат устанавливаются в коллективном договоре. Больше по теме: Можно ли выплатить премию работнику, которому был вынесен выговор? Можно ли выплачивать премию работникам в течение испытательного срока? Может ли в период действия военного пол...
31.10.2025
Туристический сбор: кто проверяет порядок взимания и какая ответственность предусмотрена за его нарушение
Статьей 16317 КУоАП предусмотрена административная ответственность. Протоколы об админправонарушениях в случае невыполнения плательщиком турсбора обязательства по уплате турсбора вправе составлять уполномоченные органы Нацполиции; в случае нарушения налоговым агентом, лицом, осуществляющим временное...
Лучшие материалы