Решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта госрегистрации, а также действия, связанные с автоматической госрегистрацией прав, могут быть обжалованы в Минюсте, его территориальных органах или в суде.
Решения, действия или бездействие территориальных органов Минюста могут быть обжалованы в Минюсте или в суде.
При рассмотрении жалоб в сфере госрегистрации вещных прав на недвижимость и бизнеса Минюст выявляет случаи регистрационного рейдерства, осуществляемые путем неправомерных действий в реестрах: Государственном реестре вещных прав и ЕГР.
Так, к очевидным нарушениям закона в решениях, действиях или бездействии госрегистратора, субъектов госрегистрации можно отнести:
Жалоба на решения, действия или бездействие госрегистратора, субъекта госрегистрации или территориального органа Минюста подается лицом, право которого нарушено.
К жалобе, подаваемой представителем жалобщика, прилагается доверенность или другой документ, подтверждающий его полномочия, или копия такого документа, удостоверенная в установленном порядке.
Решения, действия или бездействие госрегистратора, субъекта госрегистрации могут быть обжалованы в Минюсте, его территориальных органах лицом, права которого нарушены, в течение двух месяцев со дня, когда такое лицо узнало или могло узнать о нарушении своих прав, и, в случае подачи жалобы в сфере госрегистрации бизнеса, не позднее одного года со дня принятия соответствующего решения, совершения действия или бездействия.
Минюст получило полномочия в сфере рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации с 01.01.2016. В связи с этим жалобы на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации, принятые до 01.01.2016, подлежат оставлению без рассмотрения по существу.
Жалоба в сфере госрегистрации подается в письменной форме и должна содержать сведения о фамилии, имени, отчестве (наименовании) жалобщика, его месте жительства (местонахождении), номере телефона и/или адресе электронной почты, сути (реквизитах) обжалуемого решения, действиях или бездействии, обстоятельствах, которыми обосновывается нарушение прав жалобщика, как и просьбы (требования) жалобщика на дату составления жалобы. Жалоба на решение госрегистратора, принятое вопреки санкциям, примененным в соответствии с Законом № 1644, должно содержать обстоятельства, которыми субъект подачи жалобы обосновывает несоблюдение или нарушение госрегистратором соответствующих санкций.
Если со дня принятия обжалуемого решения, совершения действия или бездействия истекло более двух месяцев, а в случае обжалования решения территориального органа Минюста – более одного месяца, жалоба должна содержать также сведения о дате, когда жалобщик узнал о нарушении своих прав.
Жалоба на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации прав должна быть подписана жалобщиком или его представителем. Такая жалоба может быть подана в электронной форме при условии подписания ее жалобщиком или его представителем с использованием квалифицированной электронной подписи или применением средств электронной идентификации с высоким уровнем доверия в соответствии с требованиями Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах». К жалобе, подписанной представителем, прилагаются доказательства подтверждения его полномочий.
К жалобе могут быть приложены документы (их копии), подтверждающие нарушение прав жалобщика.
При рассмотрении жалобы в сфере госрегистрации Минюст или соответствующий территориальный орган устанавливает наличие обстоятельств, которыми обоснована жалоба, и других обстоятельств, имеющих значение для ее объективного рассмотрения, в частности, путем проверки сведений, содержащихся в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество или Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – реестры), в случае необходимости истребует документы (информацию) и решает:
Рассмотрение жалоб в сфере госрегистрации осуществляется коллегиально, кроме случаев, определенных законодательством.
Для обеспечения коллегиального рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации Минюстом или его территориальными органами образуются постоянно действующие коллегии по рассмотрению жалоб в сфере госрегистрации (далее – коллегии).
Жалоба, рассмотрение которой не входит в компетенцию Минюста, его территориального органа, не позднее пяти дней со дня ее поступления направляется по принадлежности, о чем уведомляется жалобщик.
Жалоба на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации, поданная лицом, не имеющим на это полномочий, или не содержащая сведений о фамилии, имени, отчестве (наименовании) жалобщика, его месте жительства (местонахождении), сути (реквизитах) обжалуемого решения, действий или бездействия, обстоятельства, которыми обосновывается нарушение прав жалобщика, даты, когда жалобщик узнал о нарушении своих прав (если указание такой даты является обязательным), подписи жалобщика или его представителя возвращается жалобщику на основании мотивированного решения Минюста, его территориального органа не позднее чем через 15 дней со дня ее поступления.
При этом возврат жалобы не лишает жалобщика права на повторное ее представление в установленном порядке, а ход срока на обжалование останавливается со дня подачи жалобы до дня ее возвращения жалобщику.
Во время военного положения за 15 дней до дня заседания коллегии жалобщик, заинтересованные стороны и субъект обжалования уведомляются о дате заседания коллегии путем размещения объявления на сайте (minjust.gov.ua). Также о рассмотрении жалобы заинтересованные стороны уведомляются средствами электронной почты (если адрес электронной почты указан в жалобе, приложенных к ней документах, уведомлен заинтересованным лицом или установлен из других официальных источников).
Рассмотрение жалоб в сфере госрегистрации во время действия военного положения проводится без участия жалобщика, субъекта обжалования, других заинтересованных лиц.
Во время действия военного положения субъект обжалования, другие заинтересованные лица имеют право заявить ходатайство о направлении им материалов жалобы в электронной форме в адрес электронной почты. Ходатайство может быть отправлено по адресу электронной почты: ar.office@minjust.gov.ua.
Жалобщик, субъект обжалования, другие заинтересованные лица имеют право подавать письменные объяснения по существу жалобы. Объяснения могут быть отправлены по электронной почте: ar.office@minjust.gov.ua.
С целью надлежащего выяснения всех обстоятельств, в частности, истребования документов (информации), рассмотрение жалобы может быть отложено.
По результатам рассмотрения жалобы коллегия путем голосования принимает решение, оформляемое соответствующим выводом, из которого уже принимается решение Минюста в форме приказа.
Рассмотрение коллегией жалобы осуществляется повторно в случае доверенности Минюста о пересмотре соответствующей жалобы по мотивам несоответствия заключению коллегии требованиям законодательства, ненадлежащего исследования обстоятельств соответствующей жалобы или ненадлежащего мотивирования соответствующего решения.
По результатам рассмотрения жалобы на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации Минюст, его территориальные органы принимают одно из таких мотивированных решений в форме приказа:
Минюст, его территориальные органы оставляют жалобу на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации без рассмотрения по существу, если:
В случае удовлетворения жалобы на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации прав Минюст, его территориальные органы принимают решение:
Если во время рассмотрения Минюстом жалобы в сфере госрегистрации не выявлены основания для ее оставления без рассмотрения или основания для пересылки ее по принадлежности, однако установлено наличие очевидных нарушений закона в решениях, действиях или бездействии госрегистратора, субъектов госрегистрации, территориальных органов Минюста, рассмотрение такой жалобы осуществляется Минюстом из служебной записки должностных лиц Минюста, согласованной заместителем Министра, безотлагательно без рассмотрения ее коллегиально.
Решение в форме приказа по результатам рассмотрения жалобы в сфере госрегистрации, заключение коллегии (в случае рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации коллегиально) или их заверенные копии размещаются на официальном веб-сайте Минюста или соответствующего территориального органа не позднее, чем в следующий рабочий день после принятия решение Минюстом или соответствующим территориальным органом (Архив решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб в сфере госегистрации (minjust.gov.ua)).
Минюст, его территориальный орган может по собственной инициативе или по заявлению заинтересованного лица исправить технические описки (ошибки), допущенные в решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы на решения, действия или бездействие в сфере госрегистрации.
При отмене судом решения Минюста по результатам рассмотрения жалобы в сфере госрегистрации Минюст обеспечивает новое рассмотрение такой жалобы в соответствии с установленным порядком.
Информация по состоянию на 01.07.2024.
Минюст
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm