Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Общеобязательное государственное социальное страхование в 2017 году

16.01.2017

В конце 2016 года в законодательство в сфере общеобязательного государственного социального страхования внесены существенные изменения, в частности Законом Украины от 06.12.2016 №1774-VIII «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины», который вступил в силу 1 января 2017 года (далее – Закон № 1774). С учетом указанных изменений ситуация в сфере социального страхования следующая.

1. Относительно уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Изменено распределение единого социального взноса, в частности, уменьшены отчисления в фонды социального страхования и увеличен до Пенсионного фонда. Теперь сумма единого взноса 22%, выплачиваемый работодателем, распределяется:

– на случай безработицы - 6,3596 %;

– в связи с временной потерей трудоспособности и в социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - 11,1204 %;

– пенсионное страхование - 82,52 %.

 (В процентах к фонду оплаты труда это примерно составит: на случай безработицы – 1,399 %, по временной потере трудоспособности и от несчастных случаев – 2,446 %, пенсионное – 18,154 %).

Законом № 1774 внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», которыми с 1 января 2017 года:

- физические лица - предприниматели, в том числе те, которые избрали упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь (до 01.01.2017 г. такую льготу имели только физические лица - предприниматели, которые избрали упрощенную систему налогообложения);

– введено обязательную уплату единого взноса для физических лиц – предпринимателей (кроме избравших упрощенную систему налогообложения) и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, в сумме, которая не может быть меньшей за размер минимального страхового взноса (22% х3200 грн. = 704 грн., то есть 22% от минимального размера заработной платы), независимо от получения дохода (прибыли) в месяце начисления единого взноса;

- для плательщиков, отнесенных к первой группе плательщиков единого налога, которые определены в подпункте 1 пункта 291.4 статьи 291 Налогового кодекса Украины (физические лица - предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 300000 гривен) сумма единого социального взноса не может быть меньше 0,5 минимального страхового взноса с зачислением соответствующих периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, который исчисляется в соответствии со статьей 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пропорционально уплаченному единому взносу (то есть для этих лиц обязательный минимальный страховой взнос уменьшен вдвое).

2. Объединение фондов социального страхования по временной потере трудоспособности и от несчастных случаев и профзаболеваний.

Законом № 1774 также предусмотрены нормы, направленные на завершение институционального развития Фонда социального страхования Украины, начатой еще 1 января 2015 года, на усовершенствование порядка работы правления Фонда, определение статуса рабочих органов Фонда.

В частности, предусмотрено, что в течение 30 дней от даты вступления в силу этим Законом должны быть созданы рабочие органы исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины и их отделений и осуществление мероприятий по их государственной регистрации в установленном законодательством порядке, а также прекращены фонды социального страхования по временной потере трудоспособности и от несчастных случаев (в т.ч. их подразделения) путем присоединения их к Фонда социального страхования Украины.

Принятым Законом предоставлено право:

- исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины по согласованию с правлением Фонда социального страхования Украины вносить изменения в состав комиссий по прекращению Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;

- правлению Фонда социального страхования Украины принимать решение об увольнении и назначении директоров исполнительных дирекций и их заместителей Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

С целью недопущения в дальнейшем блокирование работы правления Фонда социального страхования вносятся изменения, которыми предусматривается, что решение правления считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов правления (а не большинства от каждой стороны, как это было раньше). Если правление Фонда не может начать свою работу в связи с неявкой на заседание большинства состава от одной из представительских сторон, заседание правления переносится на определенный присутствующими членами правления срок. В случае повторной неявки большинства состава от одной из представительских сторон, правление правомочно принимать решения при наличии на его заседании большинства состава правления, и решение принимается в установленном порядке (такие решения вступают в силу после согласования Минсоцполитики). Такие изменения связаны с тем, что в последнее время невозможно было провести заседание правления Фонда социального страхования из-за неявки большинства членов правления Фонда от стороны работодателей (заседания планировались 9 и 16 ноября 2016 года).

В ближайшее время планируется проведение заседания правления Фонда социального страхования Украины, на который вносятся вопросы реализации указанных законодательных изменений относительно объединения фондов социального страхования, а также проект бюджета Фонда с учетом нового распределения единого социального взноса и оплаты труда.

3. Страховые выплаты пострадавшим на производстве.

Принятым Законом № 1774 предусмотрено, что с 1 января 2017 года устанавливается новый размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, у которых этот размер меньше размера минимальной заработной платы в пересчете на 100 процентов потери трудоспособности, на уровне размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 декабря 2016 года, с учетом степени утраты трудоспособности.

То есть, с 1 января 2017 года в тех потерпевших, которые имеют 100 процентов утраты трудоспособности, размер ежемесячной страховой выплаты не может быть меньше минимального размера заработной платы на 1 декабря 2016 года (1600 грн.). У пострадавших, у которых степень утраты трудоспособности менее 100 процентов, минимальный размер страховой выплаты будет определяться с учетом минимальной заработной платы (1600грн.) пропорционально степени утраты трудоспособности.

Сейчас рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве осуществляют соответствующие расчеты, чтобы пострадавшие на производстве, которые до сих пор получали мизерные суммы такой выплаты, получили их в повышенном размере.

Кроме того, в 2017 году восстанавливается ранее действующий (до 2014 года) перерасчет сумм ежемесячных страховых выплат потерпевшим на производстве, должен ежегодно осуществляться с 1 марта в соответствии с темпами роста средней заработной платы в стране в предыдущем календарном году. После определения Госстатом Украины показателей темпов роста средней номинальной заработной платы в Украине в 2016 году будет принято решение о пересчете ежемесячных страховых с 1 марта 2017 года.

4. О минимальном размере пособия по безработице.

Застрахованным лицам, признанным в установленном порядке безработными, страховой стаж которых в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации лица как безработного, составляет не менее шести месяцев, размер пособия по безработице определяется в процентах к их средней заработной платы (дохода) и продолжительности страхового стажа, но не может быть меньше чем минимальный размер пособия по безработице, установленный правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

В 2014 году по настоянию профсоюзов минимальный размер этого пособия вырос с 76,9% до 80% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц с целью приближения ее размера к конституционно определенного. Как известно, статья 46 Конституции Украины определяет, что пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, что есть основным источником существование, имеют обеспечивать уровень жизни, не низший от прожиточного минимума, установленного законом.

Однако несмотря на протест профсоюзной стороны, по инициативе стороны государства по поддержке стороны от работодателей, правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы принято решение об установлении с 1 декабря 2016 года минимального размера помощи по безработице для застрахованных лиц в фиксированном размере 1160 грн. Следовательно, указанная сумма составляет 72,5 % от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Для незастрахованных лиц минимальный размер пособия по безработице остается на ранее установленном уровне – 544 грн.

По настоянию профсоюзной стороны члены правления Фонда согласились вернуться к рассмотрению вопроса о возможности повышения минимального размера помощи по безработице в i квартале 2017 года.

Источник: http://www.fpsu.org.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
15.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности Будет ли 15 июля выходным днем Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 28.05.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
16.07.2025
Актуальная судебная практика КАС в составе Верховного Суда за май 2025 года
Предлагаем ознакомиться с обзором актуальной судебной практики Кассационного административного суда в составе Верховного Суда за май 2025 года. Предлагаем ознакомиться с обзором актуальной судебной практики Кассационного административного суда в составе Верховного Суда за май 2025 года. В обзоре...
16.07.2025
Как работодателю создать службу охраны труда на предприятии
Рассмотрим, кто выполняет функции службы охраны труда, ее основные задачи, права специалистов службы, инструктаж по вопросам охраны труда, дистанционную проверку знаний и т. п. Больше по теме: Инструкция по охране труда для работников офиса Охрана труда студентов и учащихся во время практики и ста...
16.07.2025
Какие плательщики освобождаются от уплаты единого взноса за себя
Рассмотрим подробнее, какие плательщики освобождаются от уплаты ЕСВ за себя. Больше по теме: Предприниматель на общей системе не осуществляет деятельность: нужно ли ему платить ЕСВ? Штрафоопасные ошибки по ЕСВ в Объединенном отчете Какие плательщики освобождаются от уплаты единого взноса за себя? ...
Лучшие материалы