Об определении резидентства в Украине при выплате доходов в ОАЭ
13.05.2016 2104 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 10.05.2016 № 4781 / О / 99-99-13-02-03-14
Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь ст. 52 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее - Кодекс), рассмотрела обращение ... о практическом применению норм налогового законодательства и в пределах компетенции сообщает следующее.
Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов в Украине, регулируются Кодексом, в разделе IV которого установлен порядок налогообложения доходов физических лиц.
Согласно п. 162.1 ст. 162 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц является, в частности: физическое лицо - резидент, получающий доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы; физическое лицо - нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.
Статус резидента в Украине определяется в соответствии с положениями п.п. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.
Вместе с тем согласно п. 3.2 ст. 3 Кодекса если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора.
Статьей 1 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и капитал, действующего с 09.03.2004 (далее - Соглашение), определено, что Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.
Согласно п. 1 ст. 4 «Резидент» Соглашения для целей настоящего Соглашения термин «резидент государства» означает, в частности: «в Украине - любое физическое лицо, которое по законодательству Украины является резидентом; в Объединенных Арабских Эмиратах - любое физическое лицо, которое по законодательству Объединенных Арабских Эмиратах является резидентом.
/
В случае, когда в соответствии с положениями п. 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, его статус определяется согласно следующим правилам:
a) оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если оно имеет постоянное жилье в обоих государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;
c) если оно обычно проживает в обоих государствах, или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;
d) если оно является гражданином обоих Договаривающихся Государств или если оно не является гражданином ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию (п. 2 ст. 4 Соглашения)».
Кроме того, п. 1 ст. 15 «Найм» Соглашения предусмотрено, что «с учетом положений статей 16, 17, 18, 19, 20 и 21 настоящего Соглашения заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, вознаграждение, полученное в связи с этим, может облагаться налогом в этом другом государстве.
Независимо от положений п. 1 настоящей статьи, вознаграждение, получаемое резидентом Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Государстве, облагается налогом только в этом Государстве, если:
a) получатель находится в другом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в данном финансовом году;
b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого государства;
c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве (п. 2 ст. 15 Соглашения)».
Таким образом, учитывая положения п. 1 ст. 4 Соглашения резиденция физического лица в Украине определяется согласно положениям действующего законодательства, а именно - в соответствии с критериями, указанными в п 14.1.213 п.14.1 ст. 14 Кодекса.
Учитывая изложенное, если физическое лицо - гражданин Украины с учетом критериев, указанных в п.п. 14.1.213 п.14.1 ст. 14 Кодекса, имеет статус резидента Украины, то согласно ст. 15 Соглашения доход в виде заработной платы, полученный таким лицом по трудовому договору на территории Объединенных Арабских Эмиратов, может облагаться налогом в этом государстве.
Вместе с этим доходы, полученные физическим лицом - гражданином Украины - резидентом из источников за пределами территории Украины подлежат налогообложению как иностранные доходы по общим правилам, установленным п. 170.11 ст. 170 Кодекса.
Отмечаем, что во избежание неоднозначного толкования норм налогового законодательства в части налогообложения доходов физических лиц необходимо детальное изучение документов (материалов), которые касаются данного вопроса, в частности, документов, подтверждающих срок пребывания на территории Объединенных Арабских Эмиратов в течение календарного года, подтверждение факта отсутствия места жительства (регистрации) / постоянного проживания на территории Украины и др.
С уважением
Первый заместитель Председателя С. В. Билан
Комментарии к материалу