Об определении налоговых обязательств при получении сумм бюджетных денег
Налог на добавленную стоимость 2019: как правильно составить отчетность
Порядок учета НДС при получении бюджетных средств с кодом бюджетной классификации 3210
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно определения налоговых обязательств по НДС при получении сумм бюджетных средств по коду бюджетной классификации 3210 и включении в состав налогового кредита сумм НДС, уплаченных в связи с приобретением товаров/услуг, основных фондов за счет таких средств, и, руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), сообщает.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 185.1 статьи 185 раздела V НКУ объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков, в частности, по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно статье 186 раздела V НКУ.
База налогообложения операции по поствке товаров/услуг определяется согласно пункту 188.1 статьи 188 раздела V НКУ. При этом в состав договорной (контрактной) стоимости включаются какие-либо суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.
Подпунктом «а» пункта 198.1 статьи 198 раздела V НКУ предусмотрено, что в состав налогового кредита относятся суммы налога, уплаченные/начисленные в случае осуществления операций по приобретению или изготовлению товаров и услуг.
Согласно пункту 198.3 статьи 198 раздела V НКУ налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 раздела V НКУ, в течение такого отчетного периода в связи с:
- приобретением или изготовлением товаров и предоставлением услуг;
- приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе прочих необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы);
- ввозом товаров и/или необоротных активов на таможенную территорию Украины.
Начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, такие товары/услуги и основные фонды начали ли использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.
Основанием для начисления налогоплательщиком – покупателем товаров/услуг сумм налога, которые относятся в состав налогового кредита, согласно пункту 201.10 статьи 201 раздела V НКУ является налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) налогоплательщиком, который осуществляет операции по поставке таких товаров/услуг.
Согласно пункту 1.6 раздела 1 Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.03.12 г. № 333, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 27.03.12 г. под № 456/20769, к платежам по коду экономической классификации расходов бюджета 3210 относятся неоплатные односторонние платежи органов управления, которые не ведут к возникновению или погашению финансовых требований.
Они предусмотрены на приобретение капитальных активов, компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличение капитала получателей бюджетных средств. В эту категорию включаются также трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков, аккумулированных ими в течение ряда лет или таких, которые возникли в результате чрезвычайных обстоятельств. Капитальными трансфертами считаются неоплатные, безвозвратные платежи, имеющие разовый и нерегулярный характер как для предоставителя (донора), так и для их получателя (бенефициара). Средства, которые выделяются из бюджета как капитальные трансферты, имеют целевое назначение.
Таким образом, в случае, если капитальные трансферты, которые предоставляются налогоплательщику – получателю средств по коду бюджетной классификации 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)», не являются компенсацией стоимости товаров/услуг, которые поставляются таким налогоплательщиком, то при их получении плательщик не определяет налоговые обязательства по НДС, поскольку отсутствует объект обложения НДС.
Вместе с тем если указанные средства поступают налогоплательщику в счет оплаты стоимости поставленных таким плательщиком товаров/услуг, основных фондов, то на дату зачисления таких средств на банковский счет налогоплательщика плательщик обязан определить налоговые обязательства исходя из стоимости таких товаров/услуг.
При этом товары/услуги, основные фонды, приобретенные за счет бюджетных средств, поступивших налогоплательщику в виде субсидий, текущих и капитальных трансфертов, считаются приобретенными непосредственно плательщиком и суммы НДС, уплаченные при их приобретении, относятся в налоговый кредит на основании налоговых накладных, составленных и зарегистрированных в ЕРНН поставщиками.
Начисление налоговых обязательств по НДС и составление сводных накладных на основании пункта 198.5 статьи 198 раздела V НКУ при приобретении товаров/услуг за счет бюджетных средств, поступивших налогоплательщику в виде субсидий, текущих и капитальных трансфертов, нормами НКУ не предусмотрено.
Согласно пункту 52.2 статьи 52 раздела II НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 15.01.19 г. № 136/6/99-99-15-03-02-15/ІПК
Комментарии к материалу