Об индивидуальной налоговой консультации от ГФС: что нужно знать
Главное управление ГФС в Закарпатской области с целью предупреждения случаев отмены или признания противоправными судами различных инстанций индивидуальных налоговых консультаций, подготовленных ГФС, информирует, что в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) по обращению налогоплательщиков контролирующие органы предоставляют им безвозмездно индивидуальные налоговые консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, на протяжении 25 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения контролирующим органом.
Индивидуальная налоговая консультация, предоставляемая в письменной форме, обязательно должна содержать название - налоговая консультация, регистрационный номер в единой базе индивидуальных налоговых консультаций, описание вопросов, нарушается налогоплательщиком, с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении налогоплательщика, обгрунування применения норм законодательства и заключение по вопросам практического использования таких норм законодательства.
По выбору налогоплательщика эта консультация предоставляется в устной или письменной форме. Обращение на получение налоговой консультации в письменной форме должно содержать:
- наименование для юридического лица или фамилия, имя, отчество для физического лица, налоговый адрес, а также номер средства связи и адрес электронной почты, если таковые имеются;
- код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили о это соответствующем контролирующему органу и имеют отметку в паспорте);
- указание, в чем заключается практическая необходимость получения налоговой консультации;
- подпись налогоплательщика;
- дату подписания обращения.
На обращение налогоплательщика, не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте, налоговая консультация не предоставляется, а направляется ответ в порядке и сроки, предусмотренные Законом Украины «Об обращениях граждан».
Следствием применения налоговой консультации является то, что не может быть привлечен к ответственности, в том числе финансовой (штрафные санкции и/или пеня), налогоплательщика (налогового агента и/или его должностное лицо), который действовал в соответствии с индивидуальной налоговой консультации, предоставленной ему в письменной форме, а также обобщающей налоговой консультации, за деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, в частности на основании того, что в дальнейшем такая налоговая консультация была изменена или отменена, вместе с тем положения зам совуеться в налоговую индивидуальной консультации при условии, что она зарегистрирована в единой базе индивидуальных налоговых консультаций.
Представляется, что налоговая консультация предоставляется налогоплательщику для правильности применения конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования налогов или сборов непосредственно в его налоговом учете при осуществлении им хозяйственной деятельности, имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация . При этом, предоставляя налоговую консультацию, контролирующий орган не устанавливает (изменяет или прекращает) соответствующую норму законодательства, а лишь предоставляет разъяснения конкретному налогоплательщику относительно конкретной нормы закона. Вместе с тем налоговые консультации не имеют силы нормативно-правового акта, а потому не могут вступать в конкуренцию с другими решениями (нормативно-правовыми актами или правовыми актами индивидуального действия) субъекта властных полномочий, поскольку по юридической природе являются отличными от остальных.
В то же время положениями статьи 52 НКУ не предусмотрено право контролирующего органа на истребование у налогоплательщика определенных документов с целью изучения особенностей деятельности плательщика для предоставления ему налоговой консультации или отказа в ее предоставлении в связи с отсутствием у него определенных документов, не дает контролирующим органам возможности более объективно оценить ситуацию, вызвавшую у плательщика необходимости получения индивидуальной налоговой консультации.
http://zak.sfs.gov.ua
Комментарии к материалу