О проведении встречных сверок, основаниях для заключений ГФС по результатам проверок и порядка их обжалования
05.07.2016 210 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 24.06.2016 г. № 13885/6/99-99-14-03-03-15
О предоставлении налоговой консультации
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно предоставления налоговой консультации касательно проведения встречных сверок, оснований для заключений органов Государственной фискальной службы по результатам проверок и порядка их обжалования и сообщает следующее.
Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, полномочия и обязанности должностных лиц контролирующих органов при проведении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства регулируются НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ УКРАИНЫ (далее - Кодекс).
В соответствии со статьей 83 Кодекса для должностных лиц контролирующих органов при проведении проверок основаниями для заключений являются документы, определенные Кодексом, налоговая информация, экспертные заключения, судебные решения, другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными Кодексом или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.
С целью получения налоговой информации контролирующие органы также имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика (пункт 73.5 статьи 73 Кодекса).
Встречные сверки не являются проверками и проводятся согласно утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1232 Порядку проведения контролирующими органами встречных сверок (далее - Порядок № 1232).
Согласно п. 1 Порядка № 1232 встречная сверка заключается в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемая контролирующими органами, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществляемых между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика.
В случае установления фактов, не позволяющих провести встречную сверку субъекта хозяйствования в связи со снятием с учета, установлением отсутствия субъекта хозяйствования и/или его должностных (уполномоченных) лиц по местонахождению (налоговому адресу), не предоставлением информации и документов для проведения встречной сверки, контролирующий орган (исполнитель) составляет акт о невозможности проведения встречной сверки субъекта хозяйствования, который подписывается должностными лицами контролирующего органа (исполнителя) (абзац второй п. 7 Порядка № 1232).
Следовательно, в акте о невозможности проведения встречной сверки субъекта хозяйствования отражаются фактические обстоятельства, которые делают невозможным проведение встречной сверки, и информация о принятых мерах по обеспечению ее проведения в дальнейшем. Указание любой другой информации, в частности о деятельности налогоплательщика, показателей налоговой отчетности и т.д., не предусмотрено.
Вместе с тем согласно предписаний подпунктов 72.1.1.1, 72.1.1.2 и 72.1.1.3 пункта 72.1 статьи 72 Кодекса для информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующего органа используется информация, поступившая в частности от налогоплательщиков и налоговых агентов, содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, отчетах об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации, определенной пунктом 133.4 статьи 133 Кодекса, других отчетных документах; содержащаяся в предоставленных крупными налогоплательщиками в электронной форме копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронной форме, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов; о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков.
Пунктом 74.2 статьи 74 Кодекса определено, что собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач.
Что касается возможности налогоплательщика обжаловать заключения акта проверки нарушений требований законодательства, то в соответствии с пунктом 86.7 статьи 86 Кодекса в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) документальной проверки, они имеют право подать свои возражения в контролирующий орган по основному месту учета такого налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.
Кроме того, статьей 56 Кодекса предусмотрено обжалование решений контролирующих органов в административном или судебном порядке.
Председатель Р. М. Насиров
Комментарии к материалу