Больше по теме:
Многие украинцы находятся сейчас за пределами страны, но имеют имущественные права на родине. Ситуация, когда в Украине открывается наследство, в то время как потенциальный наследник не имеет возможности лично приехать в страну, не является редкостью. Как в таком случае правильно оформить наследство?
Опираясь на действующее законодательство Украины, в частности на Гражданский кодекс (далее – ГК) и Закон от 02.09.1993 № 3425-XII «О нотариате», разъясняем, как сделать это, пошагово.
Согласно ГК наследник, который желает принять наследство, но на время открытия наследства не проживал постоянно с наследодателем, должен подать нотариусу заявление о принятии. Такое заявление подается наследником лично или посылается им по почте с заверенной подписью. У тех, кто находится за границей, есть два варианта выполнения этого действия – обратиться в консульство или к иностранному нотариусу:
Следует учитывать, что заявление, оформленное иностранным нотариусом (или подпись на котором заверена иностранным нотариусом), требует легализации для его использования на территории Украины. Способ легализации зависит от страны, где оформлен документ.
Оформленное и заверенное заявление о принятии наследства можно либо отправить почтовой связью в адрес нотариуса в Украине, либо передать ему через доверенное лицо, которое находится в Украине.
Днем подачи заявления о принятии наследства, отправленного почтой, считается день отправления почтового письма, независимо от даты его получения нотариусом. Поэтому важно сохранить почтовую квитанцию об отправке.
Перед отправкой документов рекомендуется связаться с нотариусом в Украине и сообщить о намерении принять наследство по почте, чтобы уточнить его почтовый адрес и убедиться, что он готов вести наследственное дело.
После подачи заявления о принятии наследства нотариус заводит наследственное дело. Для дальнейшего оформления наследства наследнику (или его представителю по доверенности на этом этапе) необходимо будет предоставить нотариусу следующие документы:
На этом этапе наследник, находящийся за границей, уже может действовать через своего представителя по доверенности. Для этого ему необходимо оформить доверенность на представителя в Украине – либо в консульском учреждении Украины, либо у иностранного нотариуса.
После сбора всех необходимых документов и окончания шестимесячного срока со дня смерти наследодателя нотариус выдает наследнику (или его представителю по доверенности) свидетельство о праве на наследство.
Для получения свидетельства наследник или его представитель подает нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. Нотариус проверяет все представленные документы, факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие оснований для наследования, принятия наследства наследником и состав наследственного имущества. Срок для получения свидетельства о праве на наследство не ограничен во времени.
Если наследник, находясь за границей, лишился документов, необходимых для оформления наследства, процедура усложняется. Есть два пути выхода из такой ситуации:
Оформление наследства человеком, находящимся за границей, требует внимательности к деталям и четкого понимания процедуры. Ключевыми моментами являются своевременная подача заявления о принятии наследства, сбор необходимых документов и получение свидетельства о праве на наследство. Обращение в консульское учреждение Украины является оптимальным вариантом на первом этапе, поскольку упрощает процедуру подачи заявления. На этапе сбора документов и получения свидетельства представительство по доверенности значительно облегчает процесс для наследника, находящегося за границей.
Минюст