Пунктом 52.4 Налогового кодекса (далее – НК) предусмотрено, что индивидуальные налоговые консультации, в частности в устной форме,предоставляются контролирующим органом, определенным пп. 41.1.1 НК, а также государственными налоговыми инспекциями.
Согласно пп. 41.1.1 НК контролирующими органами являются налоговые органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы) – относительно соблюдения законодательства по вопросам налогообложения (кроме случаев, определенных пп. 41.1.2 НК), законодательства по вопросам уплаты единого взноса, а также относительно соблюдения другого законодательства, контроль за исполнением которого возложен на центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, или его территориальные органы.
В соответствии с п. 193.1 НК государственные налоговые инспекции:
Согласно пп. 14.1.2261 НК сервисное обслуживание плательщиков – предоставление административных, консультационных, справочных, информационных, электронных и других услуг, связанных с реализацией прав и обязанностей плательщика в соответствии с требованиями налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган.
Примерное положение центра обслуживания плательщиков (далее – Положения) и Примерный регламент центра обслуживания плательщиков (далее – Регламент) утверждены приказом ГНС от 30.09.2020 № 537 «Об утверждении документов, регламентирующих деятельность ЦОП».
Согласно абзацу второму разд. I Положения центр обслуживания плательщиков (далее – ЦОП) создается непосредственно при главных управлениях ГНС в областях и г. Киеве (далее – ГУ ГНС) и государственных налоговых инспекциях, являющихся их структурными подразделениями, с целью обеспечения удобных и доступных условий для получения услуг и сервисов гражданами, самозанятыми и юридическими лицами, улучшения имиджа органов ГНС, повышения эффективности и оптимизации условий работы.
Абзацем пятым разд. I Положения определено, что ЦОП – постоянно действующий рабочий орган ГУ ГНС, в котором предоставляются услуги должностными лицами ГУ ГНС, ответственными в соответствии с функциональными обязанностями за предоставление административных услуг, консультаций, принятие отчетности, корреспонденции относительно получения административных услуг, иных документов (обращений граждан, запросов на получение публичной информации и т. п.), и предоставление электронных доверительных услуг.
В соответствии с п. 7 подразд. 2.4 разд. II Положения предусмотрено, что в ЦОП осуществляется предоставление консультации по вопросам:
Абзацем первым разд. 10 Регламента определено, что в соответствии с положениями ст. 52 НК по обращению плательщиков в ЦОП предоставляются индивидуальные налоговые консультации в устной форме по вопросам практического применения отдельных норм налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Абзацем вторым разд. 10 Регламента определено, что консультирование осуществляется работниками ГНИ с использованием информации, имеющейся в Общедоступном информационно-справочном ресурсе.
В условиях действия правового режима военного положения ГНС внедрен принцип экстерриториальности при предоставлении сервисных услуг, то есть налогоплательщики имеют возможность получить услуги и сервисы независимо от места учета таких плательщиков.
Итак, налогоплательщик может получить индивидуальную налоговую консультацию в устной форме по вопросам практического применения отдельных норм налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, обратившись в ЦОП независимо от места учета.
ОИР, категория 129.01