Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Механизмы защиты своих трудовых прав

14.12.2023

Трудовые права являются одними из важнейших прав человека. Они регулируют отношения между работодателями и работниками, обеспечивая защиту обеих сторон. Но что делать, если ваши трудовые права были нарушены? Какие существуют механизмы защиты? Рассмотрим более подробно, что делать работнику в случае нарушений его трудовых прав. 

Внесудебная защита трудовых прав 

Письменное обращение к работодателю может быть первым шагом в защите трудовых прав. Вы имеете право описать свои претензии, просить объяснения или потребовать выплаты заработной платы. В первую очередь работник имеет возможность самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации урегулировать спор в переговорах с работодателем. 

Если таким путём урегулировать спор не удалось, можно обратиться в комиссию по трудовым спорам. 

Что такое комиссия по трудовым спорам 

Комиссия по трудовым спорам (далее – КТС) является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров. КТС избирается общим собранием трудового коллектива с числом работающих не менее 15 человек. Если на предприятии работает менее 15 человек, КТС не создается, и работник имеет право обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в суд. 

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам: 

  • в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать нарушение своего права, 
  • в спорах о выплате причитающейся ему заработной платы без ограничения любым сроком. 

Порядок рассмотрения трудовых споров КТС 

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в срок со дня подачи заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, представителей работодателя. 

От имени работника может выступать представитель профсоюзного органа или адвокат. 

КТС принимает решение большинством голосов. 

Копии решения комиссии в трехдневный срок вручаются работнику и работодателю. 

Как работнику обжаловать решение КТС 

В случае несогласия с решением КТС работник или собственник могут обжаловать решение суда в десятидневный срок со дня вручения им выписки из протокола заседания комиссии или его копии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. В случае, когда пропущенный срок не будет восстановлен, заявление не рассматривается, и остается в силе решение комиссии по трудовым спорам. 

Работа КТС во время военного положения 

В период военного положения действуют ограничения конституционных прав и свобод гражданина. Поэтому в период действия особого правового режима КТС по поводу нарушения и защиты прав и интересов работников не может создаваться и функционировать. 

Законом от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в период военного положения» вводятся ограничения конституционных прав и свобод гражданина в соответствии со ст. 43 и 44 Конституции Украины. Поэтому, согласно данному Закону и в период действия особого правового режима, КТС по поводу нарушения и защиты прав и интересов работников не может создаваться и функционировать. 

Обращение работника в профсоюзные органы 

Работник имеет право обратиться в профсоюзный орган, который может представлять ваши интересы. 

В разрешении трудовых споров профсоюза, их объединения имеют право представлять интересы работников в органах, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, а также представлять интересы работников при разрешении трудовых споров (конфликтов) в порядке, установленном законодательством. Представители профсоюзов принимают участие в деятельности примирительных комиссий, трудовых арбитражей и других органов, рассматривающих коллективный трудовой спор (конфликт) (далее – КТС(к)). 

Жалоба на работодателя в территориальные органы Государственной службы по вопросам труда 

В случае возникновения трудового спора между работником и работодателем, работник имеет право подать жалобу в территориальное управление Государственной службы по вопросам труда. Перед подачей жалобы работник должен попытаться разрешить спор непосредственно на предприятии. 

Порядок разрешения коллективных трудовых споров. Примирительные органы 

При возникновении КТС(к) по инициативе одной из сторон образуется примирительная комиссия. 

К работе примирительной комиссии по совместному решению сторон может привлекаться независимый посредник, способствующий установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимает участие в выработке примирительной комиссией взаимопринятого решения. 

В случае непринятия решения примирительной комиссией: 

  • в 5-дневный срок с момента образования комиссии на производственном уровне; 
  • 10-дневный срок с момента создания комиссии на территориальном и отраслевом уровне; 
  • 15-дневный срок с момента создания комиссии на национальном уровне

КТС(к) рассматривается трудовым арбитражем. 

Национальная служба посредничества и примирения регистрирует коллективный договор спор (конфликт), где в частности указывается момент возникновения КТС(к), который возникает с мента, когда уполномоченный представительный орган наемных работников получил от работодателя уведомление о полном/частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением работодателя или когда сроки рассмотрения требований, предусмотренные законодательством истекли, а ответа от работодателя не последовало. 

По инициативе одной из сторон, образуется примирительная комиссия: 

  • в 3-дневный срок с момента возникновения КТС(к) на производственном уровне; 
  • 5-дневный срок с момента возникновения КТС(к) на территориальном и отраслевом уровне; 
  • 10-дневный срок с момента возникновения КТС на национальном уровне. 

Примирительная комиссия – это орган, предназначенный для выработки решения, удовлетворяющего стороны КТС(к), и состоящий из одинакового количества представителей сторон. 

Примирительная комиссия рассматривает КТС(к) по вопросам: 

  • установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного обихода; 
  • заключения или изменения коллективного договора, соглашения. 

Трудовой арбитраж – это орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимающий решения по существу КТС(к). 

Трудовой арбитраж образуется по инициативе одной из сторон КТС(к) или независимого посредника в случае: 

  • непринятия примирительной комиссией согласованного решения по разрешению коллективного спора; 
  • возникновения коллективного трудового спора об исполнении коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, о невыполнении требований законодательства о труде. 

В решении коллективных трудовых споров могут принимать также независимые посредники, то есть определенные по общему выбору сторон лица, способствующие установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, участвующих в выработке примирительной комиссией взаимно приемлемого решения. 

Правовой статус Национальной службы посредничества и примирения 

Национальная служба посредничества и примирения является постоянно действующим государственным органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). 

Национальная служба посредничества и примирения в пределах своих полномочий принимает решения, которые носят рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллектовного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. 

Урегулирование трудовых споров путем медиации 

Трудовой спор между работником и работодателем может быть урегулирован путем медиации. 

Контракт о проведении медиации и соглашение по результатам медиации в трудовых спорах заключаются в письменной форме. 

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения соглашения по результатам медиации стороны медиации вправе обратиться для рассмотрения трудового спора к комиссии по трудовым спорам и суду. 

Судебная защита трудовых прав 

Если досудебный способ защиты трудовых прав не помог разрешить спор, то работник имеет право обратиться с заявлением о разрешении трудового спора в суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по увольнению – в месячный. срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. В случае нарушения законодательства о оплате труда работник вправе обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком. 

Для обращения собственника или уполномоченного им органа в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником вреда. 

Судебная власть 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы