Корректировать ли сложившийся финрезультат до налогообложения после уплаты штрафа
Учитываются ли штрафы и пеня, начисленные контролирующими органами и другими органами государственной власти, в составе расходов при определении финансового результата до налогообложения и осуществляется ли корректировка сформированного финансового результата до налогообложения?
Согласно абзацу первому пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НК.
Итак, базой для расчета объекта обложения налогом на прибыль является финансовый результат до налогообложения, определенный в соответствии с положениями бухгалтерского учета.
Подпунктом 140.5.11 НК в редакции, действующей с 23.05.2020, установлено, что финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, возмещения убытков, компенсации неполученного дохода (упущенной выгоды), начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, в пользу лиц, не являющихся налогоплательщиками (кроме физлиц, являющихся плательщиками НДФЛ), и в пользу налогоплательщиков, которые облагаются налогом по ставке 0 % в соответствии с п. 44 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НК, а также на сумму штрафов, пени, начисленных контролирующими органами и другими органами государственной власти за нарушение требований законодательства.
Гражданско-правовая ответственность является одной из форм (видов) юридической ответственности, суть которой заключается в принудительном воздействии на нарушителя гражданских прав и обязанностей путем применения в отношении него санкций, которые влекут за собой дополнительные невыгодные имущественные последствия, предусмотренные нормами Гражданского кодекса (далее – ГК) и других актов гражданского законодательства.
С учетом ст. 546, 549 ГК и ст. 230 Хозяйственного кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается сумма санкций, которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, неисполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственного обязательства.
При этом НК имеет собственное определение штрафной санкции (финансовой санкции, штрафа), которой в налоговых отношениях считается плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, взимаемых с лиц, совершивших налоговое правонарушение или нарушение другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности (пп. 14.1.265 НК).
Таким образом, суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленные по результатам проверок контролирующими органами и другими органами государственной власти, признаются расходами согласно правилам бухгалтерского учета при определении финансового результата до налогообложения. При этом в налоговом учете на сумму таких штрафных (финансовых) санкций и пени налогоплательщик должен увеличить финансовый результат до налогообложения.
Следует отметить, что соответствующая корректировка финансового результата до налогообложения не касается начисленных сумм штрафных (финансовых) санкций и пени, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщиком до 22 мая 2020 года.
ОИР, категория 102.02
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу