Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Какой порядок работы по назначению страховых выплат

28.03.2023 369 0 0

В связи со вступлением в силу с 1 января 2023 года Закона Украины от 23.09.1999г. №1105 «Об общеобязательном государственном социальном страховании», в редакции Закона №2620 от 21.09.2022г. (далее – Закон №1105), изменен порядок назначения по месту работы застрахованного лица пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение.

До 1 января 2023 года решение о назначении страховых выплат на предприятии (организации, учреждении) принимала Комиссия по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, осуществлявшей свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 19.07. 2018г. № 13. Наличие указанного Положения обеспечивало унифицированный подход при формировании состава такой комиссии и принятии решений, оформлении документов, связанных с назначением страховых выплат.

Начиная с 1 января 2023 года в соответствии с частью третьей статьи 22 Закона №1105, решение о назначении страховой выплаты принимается страхователем или уполномоченными им лицами. При этом страхователь или уполномоченные им лица осуществляют контроль за правильностью начисления и своевременностью осуществления страховых выплат, принимают решение об отказе в назначении или прекращении страховых выплат (полностью или частично), рассматривают основание и правильность выдачи документов, являющихся основанием для предоставления страховых выплат.

К сожалению, указанным Законом не предусмотрено принятие какого-либо порядка (нормативно-правового акта), регулирующего вопросы организации работы страхователя, уполномоченных им лиц по назначению страховых выплат. Поэтому, по информации из мест, страхователями указанный вопрос решается по разному.

Бесспорно, для унификации подходов к оформлению указанных решений целесообразно было бы проработать их образцы (шаблоны), что упростило бы работу страхователю по данному вопросу. Но на обращение ФПУ по этому вопросу в Пенсионный фонд Украины был получен ответ, что страхователь, реализуя требования частей первой и третьей статьи 22 Закона №1105, принимает решение в форме распорядительных документов в соответствии с предоставленными полномочиями. Форму документа, выдаваемого уполномоченным лицом, отдельные вопросы организации работы по назначению и осуществлению страховых выплат страхователь определяет самостоятельно.

Считается, что не целесообразно кардинально изменять порядок работы по назначению страховых выплат, который был ранее. Прежде всего, страхователь своим решением (приказ, распоряжение, другой распорядительный документ) должен определить уполномоченные лица по назначению страховых выплат. Это может быть один или несколько человек в зависимости от численности работников у страхователя, количества страховых случаев и т.п. Как показывает практика, определяют несколько уполномоченных лиц (в целях, например, замещения в случае отсутствия кого-либо по уважительным причинам), в том числе работника бухгалтерии, кадровой службы или другого подразделения.

После принятия страхователем решения о назначении уполномоченных лиц, указанные лица уже непосредственно принимают решение о назначении (отказе) пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособия на погребение.

Относительно решения, которое будут принимать уполномоченные лица, можно продолжить практику ведения протокола (если это несколько человек) по форме и содержанию, которое ранее принимала комиссия по социальному страхованию. Только это будет протокол заседания уполномоченных по социальному страхованию. Если определено одно лицо, то это будет решение уполномоченного по социальному страхованию. Что касается целесообразности сокращать или расширять этот Протокол, то главное, чтобы было удобно в работе страхователя (уполномоченных лиц), было понятно кому и какая страховая выплата назначена, в каком размере, за какой период и т.д. Например, можно было бы в графе о размере пособия (в процентах) указать продолжительность страхового стажа, поскольку в бумажном виде больничного листка была информация о страховом стаже, а в электронном больничном – нет такой информации.

Уполномоченным лицам по назначению страховых выплат следует соблюдать сроки рассмотрения и назначения выплат. Так, документы для назначения пособия по временной нетрудоспособности рассматриваются не позднее десяти рабочих дней со дня их поступления, а для назначения пособия по беременности и родам – не позднее трех рабочих дней со дня их поступления.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается: застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), другим основаниям, предусмотренным законом, – в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы; добровольно застрахованным лицам, застрахованным лицам, работающим на условиях гражданско-правового договора, осуществляющих предпринимательскую или иную деятельность – в течение десяти рабочих дней после назначения помощи.

Пособие на погребение назначается не позднее дня, следующего за днем обращения, и выплачивается не позднее следующего рабочего дня после получения страхователем страховых средств от органов Пенсионного фонда.

Следует отметить, что органы Пенсионного фонда должны финансировать страхователей для предоставления страховых выплат в течение трех рабочих дней после поступления заявления-расчета.

Страховые выплаты производятся в случае, если обращение за их назначением поступило не позднее шести календарных месяцев со дня возобновления трудоспособности, окончания отпуска по беременности и родам, со дня смерти застрахованного лица или члена его семьи.

https://www.fpsu.org.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы