Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как подается и рассматривается возражение к акту проверки при несогласии с изложенными в нем выводами, фактами, данными

Разъяснение
13.08.2024

Как осуществляется подача и рассмотрение возражений к акту проверки (документальной плановой или внеплановой, выездной или невыездной, фактической, камеральной) при несогласии с выводами, фактами, данными, изложенными в акте проверки?

В соответствии с п. 86.7 Налогового кодекса (далее – НК) при несогласии налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки (кроме документальной внеплановой проверки, проведенной в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК), они имеют право подать свои возражения и дополнительные документы и объяснения, в частности, но не исключительно, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с НК, в контролирующий орган, который проводил проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Такие возражения, дополнительные документы и разъяснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.

Подпунктом 86.7.1 НК определено, что акт проверки, возражение к акту проверки и/или дополнительные документы и пояснения, в случае их представления налогоплательщиком в определенном п. 86.7 НК порядке (далее – материалы проверки), рассматриваются комиссией такого контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений и пояснений к актам проверок (далее – комиссия по рассмотрению возражений), которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя контролирующего органа.

Рассмотрение материалов проверки осуществляется комиссией по рассмотрению возражений контролирующего органа в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений в соответствии с п. 86.7 НК (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, не исследованных во время проверки и указанных в возражениях, дополнительных документах и пояснениях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 42 НК.

Подпунктом 86.7.2 НК установлено, что при получении от налогоплательщика в определенном п. 86.7 НК порядке возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений, контролирующий орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте/способе рассмотрения материалов проверки, в том числе в режиме видеоконференции. Такое уведомление направляется налогоплательщику в течение двух рабочих дней со дня получения от него возражений и/или дополнительных документов и пояснений, но не позднее чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения. Информация (уведомление) о рассмотрении контролирующим органом, определенным пп. 41.1.1 НК, материалы проверки в режиме видеоконференции направляются налогоплательщику в электронном виде в электронный кабинет.

Согласно пп. 86.7.3 НК налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя, в том числе в режиме видеоконференции, о чем отмечается в поданных возражениях. Непосредственно при рассмотрении материалов проверки налогоплательщик вправе представлять письменные (кроме случаев рассмотрения материалов проверки в режиме видеоконференции) и/или устные пояснения относительно предмета рассмотрения.

Отсутствие налогоплательщика или его представителя, уведомленного в предусмотренном ст. 86 НК порядке о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не препятствует рассмотрению материалов проверки.

Подпунктом 86.7.4 НК определено, что при рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений:

  • устанавливает, совершил ли налогоплательщик, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение налогового, валютного и/или иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  • рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, отраженных в акте проверки, а также установленные при рассмотрении представленных налогоплательщиком в соответствии с п. 86.7 НК письменных пояснений и их документального подтверждения (в т. ч. относительно обстоятельств, касающихся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер относительно соблюдения правил и норм законодательства, ссылаясь на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства);
  • исследует вопросы наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчают или освобождают от ответственности;
  • исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК;
  • определяет размер денежных обязательств и/или сумму снижения бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС, и/или сумму уменьшения НДФЛ, задекларированного к возврату из бюджета, в частности, при использовании права на налоговую скидку, и/или занижение или завышение суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по НДС, а также необходимость отправки (вручения) налогоплательщику соответствующего налогового уведомления-решения в случаях, предусмотренных НК.

При рассмотрении материалов проверки контролирующим органом исследуются все имеющиеся фактические данные, касающиеся предмета рассмотрения, в том числе документы, предоставленные налогоплательщиком или истребованные у него, письменные и устные пояснения налогоплательщика, другие фактические данные, имеющиеся или доступные контролирующему органу.

По результатам рассмотрения материалов проверки комиссия по рассмотрению возражений принимает заключение, которое является неотъемлемой частью материалов проверки.

При установлении необходимости проведения внеплановой документальной проверки в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК, заключение по результатам рассмотрения материалов проверки принимается комиссией по рассмотрению возражений после проведения такой проверки с учетом ее результатов.

При несогласии налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, проведенной на основании пп. 78.1.5 НК, в связи с рассмотрением предоставленных в порядке, определенном п. 86.7 НК, возражений к акту (справке) проверки, или рассмотрением жалобы на принятое контролирующим органом налоговое уведомление-решение, они вправе подать свои возражения в контролирующий орган, который проводил такую проверку, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки). Рассмотрение таких возражений не осуществляется отдельно. Такие возражения приобщаются к материалам проверки или материалов по рассмотрению жалобы, а приведенные в них факты и данные учитываются контролирующим органом при формировании в предусмотренном пп. 86.7.4 НК порядке заключения по результатам рассмотрения материалов проверки или при рассмотрении жалобы на принятое налоговое уведомление-решение в порядке, установленном ст. 56 НК.

Согласно пп. 86.7.5 НК налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа на основании заключения комиссии контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия такого заключения комиссией и предоставления (отправления) письменного ответа налогоплательщику, в порядке, определенном пп. 86.7.1 НК.

Контролирующим и другим государственным органам запрещается использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение не направлено (не вручено) налогоплательщику или оно считается отозванным в соответствии с пп. 60.1.2 и 60.1.4 НК.

ОИР, категория 103.06


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
25.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год Президент подписал Закон об объединении отцовства с профессиональной деятельностью Записи в трудовой книжке: внесение и исправление Предлагают внести изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропр...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
25.11.2025
Обязаны ли наследники выплачивать долги наследодателя
Требования кредитора наследники обязаны удовлетворить путем разового платежа, если договоренностью между наследниками и кредитором иное не установлено. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Наследование права аренды земельного участка коммунальной или государственной собственности: возможность и нюан...
25.11.2025
Можно ли привлекать к работе в ночное время работницу, имеющую годовалого ребенка
В период действия военного положения не привлекаются к работе в ночное время без их согласия беременные женщины и женщины, имеющие ребенка в возрасте до одного года, и лица с инвалидностью, которым по медицинским рекомендациям противопоказана такая работа. Больше по теме: Работа в ночное и вечернее...
25.11.2025
Аттестация рабочих мест во время военного положения: нужно ли проводить
Предприятием должна быть проведена аттестация рабочих мест на тех рабочих местах, где продолжается или возобновлен производственный процесс при типовых производственных условиях. Больше по теме: Аттестация должностных лиц местных советов: кого касается и как проводится Аттестация медработников: но...
Лучшие материалы