Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как подается и рассматривается возражение к акту проверки при несогласии с изложенными в нем выводами, фактами, данными

Разъяснение
13.08.2024

Как осуществляется подача и рассмотрение возражений к акту проверки (документальной плановой или внеплановой, выездной или невыездной, фактической, камеральной) при несогласии с выводами, фактами, данными, изложенными в акте проверки?

В соответствии с п. 86.7 Налогового кодекса (далее – НК) при несогласии налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки (кроме документальной внеплановой проверки, проведенной в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК), они имеют право подать свои возражения и дополнительные документы и объяснения, в частности, но не исключительно, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с НК, в контролирующий орган, который проводил проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Такие возражения, дополнительные документы и разъяснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.

Подпунктом 86.7.1 НК определено, что акт проверки, возражение к акту проверки и/или дополнительные документы и пояснения, в случае их представления налогоплательщиком в определенном п. 86.7 НК порядке (далее – материалы проверки), рассматриваются комиссией такого контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений и пояснений к актам проверок (далее – комиссия по рассмотрению возражений), которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя контролирующего органа.

Рассмотрение материалов проверки осуществляется комиссией по рассмотрению возражений контролирующего органа в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений в соответствии с п. 86.7 НК (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, не исследованных во время проверки и указанных в возражениях, дополнительных документах и пояснениях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 42 НК.

Подпунктом 86.7.2 НК установлено, что при получении от налогоплательщика в определенном п. 86.7 НК порядке возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений, контролирующий орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте/способе рассмотрения материалов проверки, в том числе в режиме видеоконференции. Такое уведомление направляется налогоплательщику в течение двух рабочих дней со дня получения от него возражений и/или дополнительных документов и пояснений, но не позднее чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения. Информация (уведомление) о рассмотрении контролирующим органом, определенным пп. 41.1.1 НК, материалы проверки в режиме видеоконференции направляются налогоплательщику в электронном виде в электронный кабинет.

Согласно пп. 86.7.3 НК налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя, в том числе в режиме видеоконференции, о чем отмечается в поданных возражениях. Непосредственно при рассмотрении материалов проверки налогоплательщик вправе представлять письменные (кроме случаев рассмотрения материалов проверки в режиме видеоконференции) и/или устные пояснения относительно предмета рассмотрения.

Отсутствие налогоплательщика или его представителя, уведомленного в предусмотренном ст. 86 НК порядке о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не препятствует рассмотрению материалов проверки.

Подпунктом 86.7.4 НК определено, что при рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений:

  • устанавливает, совершил ли налогоплательщик, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение налогового, валютного и/или иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  • рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, отраженных в акте проверки, а также установленные при рассмотрении представленных налогоплательщиком в соответствии с п. 86.7 НК письменных пояснений и их документального подтверждения (в т. ч. относительно обстоятельств, касающихся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер относительно соблюдения правил и норм законодательства, ссылаясь на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства);
  • исследует вопросы наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчают или освобождают от ответственности;
  • исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК;
  • определяет размер денежных обязательств и/или сумму снижения бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС, и/или сумму уменьшения НДФЛ, задекларированного к возврату из бюджета, в частности, при использовании права на налоговую скидку, и/или занижение или завышение суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по НДС, а также необходимость отправки (вручения) налогоплательщику соответствующего налогового уведомления-решения в случаях, предусмотренных НК.

При рассмотрении материалов проверки контролирующим органом исследуются все имеющиеся фактические данные, касающиеся предмета рассмотрения, в том числе документы, предоставленные налогоплательщиком или истребованные у него, письменные и устные пояснения налогоплательщика, другие фактические данные, имеющиеся или доступные контролирующему органу.

По результатам рассмотрения материалов проверки комиссия по рассмотрению возражений принимает заключение, которое является неотъемлемой частью материалов проверки.

При установлении необходимости проведения внеплановой документальной проверки в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК, заключение по результатам рассмотрения материалов проверки принимается комиссией по рассмотрению возражений после проведения такой проверки с учетом ее результатов.

При несогласии налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, проведенной на основании пп. 78.1.5 НК, в связи с рассмотрением предоставленных в порядке, определенном п. 86.7 НК, возражений к акту (справке) проверки, или рассмотрением жалобы на принятое контролирующим органом налоговое уведомление-решение, они вправе подать свои возражения в контролирующий орган, который проводил такую проверку, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки). Рассмотрение таких возражений не осуществляется отдельно. Такие возражения приобщаются к материалам проверки или материалов по рассмотрению жалобы, а приведенные в них факты и данные учитываются контролирующим органом при формировании в предусмотренном пп. 86.7.4 НК порядке заключения по результатам рассмотрения материалов проверки или при рассмотрении жалобы на принятое налоговое уведомление-решение в порядке, установленном ст. 56 НК.

Согласно пп. 86.7.5 НК налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа на основании заключения комиссии контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия такого заключения комиссией и предоставления (отправления) письменного ответа налогоплательщику, в порядке, определенном пп. 86.7.1 НК.

Контролирующим и другим государственным органам запрещается использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение не направлено (не вручено) налогоплательщику или оно считается отозванным в соответствии с пп. 60.1.2 и 60.1.4 НК.

ОИР, категория 103.06


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Правительство предлагает расширить категории граждан, имеющих право на отсрочку Гоструда будет проверять работодателей на предмет моббинга: законопроект подписан ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.06.2025 Какие налоги плани...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
11.07.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в июле 2025 года
Индексы для определения компенсации зарплаты за предыдущие периоды, которая выплачивается в 2025 году Порядок начисления и выплаты компенсации заработной платы, начисленной в период с 01.01.2001, утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159 (с учетом внесенных изменений постановлениями КМУ от ...
11.07.2025
Что делать при обнаружении ошибок в данных после автоматической постановки на воинский учет
Автоматическая постановка на воинский учет экономит время военнообязанным, поскольку им не нужно стоять в очередях, собирать бумаги и проходить военно-врачебную комиссию. Больше по теме: По дороге на работу работника забрали в ТЦК: действия работодателя В Украине действует механизм, позволяющи...
11.07.2025
Выплата неприбыльной организацией матпомощи, пособия на лечение, предоставление займов: исключат ли за это из Реестра
Рассмотрим, является ли основанием для исключения неприбыльной организации из Реестра неприбыльных учреждений и организаций предоставление своим учредителям (участникам), членам такой организации, работникам материальной помощи или осуществление выплаты на нужды участников (лечение, предоставление з...
Лучшие материалы