Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как налогоплательщик подтверждает возможность или невозможность выполнения обязанностей?

08.09.2022

06 сентября 2022 вступил в силу приказ Министерства финансов Украины от 29.07.2022 № 225 «Об утверждении Порядка подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса перечня документов в подтверждение» (далее – Приказ № 225).

     Приказом № 225 утвержден:

  • Порядок подтверждения возможности или невозможности исполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – Порядок);
  • Перечень документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика – юридического лица, в частности, относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, своевременно выполнить свой налоговый долг, в том числе обязанность налогового агента (далее – Перечень документов для юридического лица);
  • Перечень документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика – физического лица, в частности самозанятого, своевременно выполнить свой налоговый долг, в том числе обязанность налогового агента (далее – Перечень документов для физического лица).

Порядок разработан согласно п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 г. № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) с целью временного, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, подтверждения налогоплательщиками возможности или невозможности своевременного выполнения налоговой обязанности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представления отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 ст. 46 главы 2 разд. II НКУ, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового и т.п. (п. 1 разд. I Порядка).

Действие Порядка распространяется на налогоплательщиков – физических лиц – резидентов Украины, в частности самозанятых лиц, юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины) и их обособленные подразделения, имеющие, получающие (передающие) объекты налогообложения или осуществляющие деятельность (сделки) объектом налогообложения, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов, представление отчетности, выполнение других обязанностей, предусмотренных НКУ или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (п. 2 разд. и Порядка).

Основания невозможности выполнения налогоплательщиками – юридическими лицами и их обособленными подразделениями налоговых обязанностей (в том числе обязанностей налоговых агентов) и налогоплательщиком – физическим лицом, в том числе самозанятым лицом, налоговых обязанностей, кроме оснований, установленных подпунктами 102.6.1 – 102.6.5 п. 102.6 ст. 102 главы 9 разд. II НКУ, определенные в пп.1 и 2 разд. ІІ Порядка соответственно.

В соответствии с п. 3 разд. ІІ Порядка к налогоплательщикам, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, которые на дату вступления в силу Порядка (06.09.2022) имеют возможность подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов), информацию об отсутствии возможности исполнение налоговых обязанностей, применяются следующие правила.

В случае невозможности выполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, налогоплательщик подает не позднее 30 сентября 2022 заявление об отсутствии такой возможности (кроме исполнения обязанности по регистрации акцизных накладных) и/или представление электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, и/или подачи заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными передвижными составами и т.п.) вместе с исчерпывающим перечнем документов ( копий документов), информации, предусмотренные Перечнем документов для юридического лица или Перечнем документов для физического лица в контролирующий орган в порядке, предусмотренном п. 8 разд. ІІ Порядка.

Заявление должно содержать:

  • полное наименование налогоплательщика согласно регистрационным документам или фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика;
  • код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
  • налоговый адрес налогоплательщика;
  • наименование контролирующего органа, в который подается заявление;
  • дату подачи заявления;
  • четкое и краткое обоснование оснований для подтверждения невозможности исполнения налогоплательщиком налоговых обязанностей со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов;
  • исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование выдавшего органа);
  • какие именно налоговые обязанности не имел/не имеет возможности выполнить налогоплательщик;
  • информацию о налоговых периодах, за которые невозможно выполнять налоговые обязанности, или информацию об обстоятельствах, связанных с совершением военных (боевых) действий, террористическими актами, диверсиями или иными обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), вызванными военной агрессией Российской Федерации, временной оккупацией вооруженными формированиями русской федерации;
  • подписи плательщика налога – физического лица или должностных лиц плательщика налога, заверенные печатью плательщика налога (при наличии).

При наличии других документов, информации, подтверждающие невозможность своевременно выполнить свой налоговый долг, налогоплательщики – юридические лица, в том числе по своему филиалу, представительству, обособленному или другому структурному подразделению, предоставляют следующие документы (копии документов). Налогоплательщики – физические лица, в частности самозанятые лица предоставляют другие документы, информацию, подтверждающие невозможность своевременно выполнить свой налоговый долг вместе с документом, подтверждающим такое лицо.

Пунктом 4 разд. II Порядка установлено, что к налогоплательщикам, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, в которых после даты вступления в силу Порядка (06.09.2022) появилась возможность подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов) ), информацию об отсутствии возможности исполнения налоговых обязанностей, применяются следующие правила.

При отсутствии у налогоплательщика, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, возможности подать такое заявление и соответствующие документы (копии документов), информацию в сроки, определенные п. 3 разд. ІІ Порядка, налогоплательщик представляет заявление и соответствующие документы (копии документов), информацию одновременно с приобретением возможности выполнения одной из налоговых обязанностей (регистрации налоговой накладной, представление отчетности, уплаты невыполненного налогового обязательства и т.п.) таким налогоплательщиком, предусмотренных НКУ или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующий орган, но не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщика.

Пунктом 6 разд. ІІ Порядка установлено, что к налогоплательщикам, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, которые на дату вступления в силу и после даты вступления в силу Порядка (06.09.2022) выполняли налоговые обязанности, но в связи с военной злостью русской Федерации утратили возможность их делать, используются следующие правила.

Налогоплательщики, в том числе в отношении своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, выполнявших налоговые обязанности, но в связи с военной агрессией Российской Федерации утратили возможность выполнять налоговые обязанности, принимают меры, предусмотренные п. 3 разд. ІІ Порядка, в срок в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления возможностей налогоплательщика подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов), информацию об отсутствии возможности исполнения налоговых обязанностей.

Налогоплательщики подают в контролирующий орган заявление и документы в электронной форме путем отправки через Электронный кабинет или в бумажной форме путем представления в контролирующий орган по месту налогового адреса или любого сервисного центра контролирующего органа, или отправку по почте с уведомлением о вручении (п. 8 разд. ІІ Порядка).

Налогоплательщики, не подавшие в сроки, установленные пп. 3 и 4 разд. ІІ Порядка, заявления в произвольной форме и соответствующих документов (копии документов), подтверждающих невозможность выполнения налогового долга, предусмотренного НКУ или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы или в отношении которых контролирующий орган принял мотивированное решение о возможности своевременного выполнения таким налогоплательщиком своей налоговой обязанности, считаются имеющими возможность своевременно выполнить налоговые обязанности в сроки, определенные НКУ или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы (абзац первый п. 7 разд. ІІ Порядка).

Абзацем первым п. 1 разд. III Порядка установлено, что заявление налогоплательщика в произвольной форме и соответствующие документы (копии документов) рассматриваются контролирующим органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения, с возможностью продления срока рассмотрения с учетом срока, предусмотренного для направления предварительного решения. Налогоплательщики предоставляют документ или несколько документов (копию документа или документов), информацию, которая может быть использована для подтверждения невозможности выполнения ими своих налоговых обязанностей.

https://zir.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
25.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год Президент подписал Закон об объединении отцовства с профессиональной деятельностью Записи в трудовой книжке: внесение и исправление Предлагают внести изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропр...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
25.11.2025
Обязаны ли наследники выплачивать долги наследодателя
Требования кредитора наследники обязаны удовлетворить путем разового платежа, если договоренностью между наследниками и кредитором иное не установлено. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Наследование права аренды земельного участка коммунальной или государственной собственности: возможность и нюан...
25.11.2025
Можно ли привлекать к работе в ночное время работницу, имеющую годовалого ребенка
В период действия военного положения не привлекаются к работе в ночное время без их согласия беременные женщины и женщины, имеющие ребенка в возрасте до одного года, и лица с инвалидностью, которым по медицинским рекомендациям противопоказана такая работа. Больше по теме: Работа в ночное и вечернее...
25.11.2025
Аттестация рабочих мест во время военного положения: нужно ли проводить
Предприятием должна быть проведена аттестация рабочих мест на тех рабочих местах, где продолжается или возобновлен производственный процесс при типовых производственных условиях. Больше по теме: Аттестация должностных лиц местных советов: кого касается и как проводится Аттестация медработников: но...
Лучшие материалы