Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как ликвидировать предприятие: алгоритм действий

13.11.2019

Предусмотреть дальнейшее развитие бизнеса – дело неблагодарное. Кто-то получает немалые прибыли, а кому-то приходится закрываться. Какие шаги необходисмы в случае ликвидации предприятия? Что делать с дебиторской задолженностью? Как уволить персонал, чтобы не нарваться на неприятности? Подробные ответы юристов – далее.

Решение о ликвидации

Ликвидационная процедура начинается с принятия полномочным органом юридического лица решения о его прекращении. В зависимости от организационно-правовой формы ликвидируемого юрлица таким органом обычно является:

  • высший орган хозяйственного общества (общее собрание участников, акционеров);
  • высший орган предприятия (общее собрание учредителей или собственник).

Решение высшего органа управления о ликвидации субъекта хозяйствования обычно должно быть оформлено соответствующим протоколом. Также в решении должен быть определен орган, который будет осуществлять ликвидационную процедуру. Если предприятие не обладает большим количеством активов, большим штатом наемного персонала, назначается единоличный орган – ликвидатор, которым может быть и его руководитель.

В других случаях назначается коллегиальный орган – ликвидационная комиссия. По общему правилу с момента утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии (далее – ликвидатор) к этому органу переходят полномочия по управлению юридическим лицом.

Решение о прекращении юридического лица должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Процедура ликвидации юридического лица считается начавшейся именно со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.

Объявление/сообщение о ликвидации

После внесения в ЕГР соответствующей записи о государственной регистрации решения о прекращении юридического лица в специализированном средстве массовой информации должно быть опубликовано объявление о ликвидации субъекта хозяйствования с указанием порядка и срока предъявления требований кредиторами, который не может быть меньше двух и больше шести месяцев. Кроме того, на практике каждому кредитору направляют ценное или заказное письмо-уведомление.

Ликвидатор должен сообщить о ликвидации предприятия контролирующим органам (Государственной налоговой службе Украины (далее – ГНСУ), Пенсионному фонду Украины).

Инвентаризация и оценка имущества

Прекращение предприятия является основанием для обязательного проведения инвентаризации. Инвентаризация должна охватывать все виды обязательств и активы предприятия независимо от их местонахождения.

Одновременно нужно провести оценку имущества предприятия с целью определения его стоимости. Такая оценка может быть осуществлена как ликвидационной комиссией, так и путем привлечения профессиональных оценщиков. Если у предприятия есть доля государственной или коммунальной собственности, то услуги профессионального оценщика обязательны.

Взыскание дебиторской задолженности

Ликвидация юридического лица прекращает как его обязанности, так и права. Ликвидатор обязан в установленном порядке осуществить все возможные действия, связанные с взысканием дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке, сообщив в таком случае письменно каждому дебитору о ликвидации юридического лица – кредитора.

Увольнение персонала

Ликвидатор должен выполнить ряд требований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины. Работников нужно предупредить заранее об увольнении (не позднее чем за три месяца).

Кроме того, с персоналом необходимо провести полный расчет по зарплате, компенсации за неиспользованный отпуск, а также выходному пособию в размере не менее среднемесячного заработка, выдать работникам трудовые книжки с соответствующими записями и заверенные копии приказов об увольнении.

Решение организационно-разрешительных вопросов

Ликвидатор обязан принять меры по закрытию всех обособленных подразделений (отделений, представительств, филиалов), если такие ранее открыл субъект хозяйствования, который ликвидируется. Он должен проинформировать участников (собственников) предприятия о их участии в других юридических лицах для принятия решения о дальнейшей судьбе принадлежащих им корпоративных прав.

При наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования лицензий и разрешений на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, ликвидатор обращается в соответствующие органы с заявлением об их аннулировании. Обнаружив открытые исполнительные производства в отношении субъекта хозяйствования, ликвидатор должен обратиться в соответствующие органы государственной исполнительной службы с заявлением об их закрытии в связи с ликвидацией должника.

Реализация имущества и расчеты с кредиторами

По результатам инвентаризации и оценки имущества (активов) ликвидируемого предприятия, а также рассмотрения требований кредиторов должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс. Этот документ обязан утвердить орган, который принял решение о ликвидации субъекта хозяйствования.

На практике по содержанию промежуточного ликвидационного баланса определяют дальнейшую процедуру ликвидации предприятия.

Обычно продажа активов осуществляется с привлечением торгующей организации (биржи) через организованный ею аукцион. В этом случае чаще всего имущество продают по лотам, а вырученные средства зачисляют на ликвидационный счет и в дальнейшем направляют с учетом определенной очередности на погашение задолженности кредиторам.

Распределение средств и имущества

Если после выполнения обязательств перед кредиторами остались денежные средства, они подлежат распределению пропорционально между его участниками (акционерами, собственниками) в порядке, определенном уставом предприятия. Имущество ликвидированного субъекта хозяйствования, которое остается после проведения расчетов со всеми кредиторами, либо распределяется между его участниками (акционерами, владельцами), либо продается, а вырученные от его продажи средства также распределяются между его участниками (акционерами, владельцами).

Утверждение ликвидационного баланса

После выполнения всех обязательств перед кредиторами и распределения остальных денежных средств и имущества среди участников (акционеров, собственников) составляется ликвидационный баланс, его утверждает орган, принявший решение о ликвидации. Этот баланс должен быть подан в контролирующий орган (ГНСУ). Процедура утверждения ликвидационного баланса аналогична процедуре утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Заключительные действия

На последнем этапе ликвидатор должен осуществить ряд технических действий для завершения ликвидационной процедуры. В частности, это закрытие ликвидационного счета в банке, получение соответствующей справки, передача документов в архив, уничтожение печатей (при наличии). После этого госрегистратору необходимо подать соответствующее заявление, приложив к нему справку из архивного учреждения о принятии документов длительного хранения.

Подтверждением окончания юридической процедуры ликвидации предприятия является государственная регистрация прекращения такого юридического лица в результате его ликвидации. Об этом на основании поданных ликвидатором документов делается соответствующая отметка в ЕГР (о прекращении и исключении такого юридического лица из ЕГР).

devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Правительство предлагает расширить категории граждан, имеющих право на отсрочку Гоструда будет проверять работодателей на предмет моббинга: законопроект подписан ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.06.2025 Какие налоги плани...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
11.07.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в июле 2025 года
Индексы для определения компенсации зарплаты за предыдущие периоды, которая выплачивается в 2025 году Порядок начисления и выплаты компенсации заработной платы, начисленной в период с 01.01.2001, утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159 (с учетом внесенных изменений постановлениями КМУ от ...
11.07.2025
Что делать при обнаружении ошибок в данных после автоматической постановки на воинский учет
Автоматическая постановка на воинский учет экономит время военнообязанным, поскольку им не нужно стоять в очередях, собирать бумаги и проходить военно-врачебную комиссию. Больше по теме: По дороге на работу работника забрали в ТЦК: действия работодателя В Украине действует механизм, позволяющи...
11.07.2025
Выплата неприбыльной организацией матпомощи, пособия на лечение, предоставление займов: исключат ли за это из Реестра
Рассмотрим, является ли основанием для исключения неприбыльной организации из Реестра неприбыльных учреждений и организаций предоставление своим учредителям (участникам), членам такой организации, работникам материальной помощи или осуществление выплаты на нужды участников (лечение, предоставление з...
Лучшие материалы