Информация о суммах и источники выплаченных доходов: как получить
Сведения о доходах физических лиц накапливаются в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов (далее - Государственный реестр), начиная с 1998 года.
До вступления в силу Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) действовал Закон Украины от 22 декабря 1994 №320 / 94-ВР «О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей» с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 320).
Согласно части второй ст. 9 Закона № 320 руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки, другие финансово-кредитные учреждения и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством обязаны были подавать в государственные налоговые инспекции сведения о начисленных и выплаченных суммах физическим лицам доходов и суммах удержанных с них налогов и других обязательных платежей. Форму сведений о начисленных и выплаченных физическим лицам суммы доходов и суммы удержанных с них налогов (форма №8ДР) и порядок заполнения сведений о начисленных и выплаченных физическим лицам суммы доходов и суммы удержанных с них налогов была утверждена приказом ГНА Украины от 30.12.1997 №473 (в редакции приказа ГНА Украины от 06.01.99 №10), который утратил силу.
На сегодня в соответствии с п. 51.1 ст. 51 НКУ налогоплательщики, в том числе налоговые агенты обязаны подавать контролирующим органам в сроки, установленные НКУ для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков.
Форму налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ) и Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога утвержден приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 №4.
Государственная налоговая служба Украины (далее - ГНС) в соответствии с абзацем первым п. 70.1 ст. 70 НКУ формирует и ведет Государственный реестр.
Пунктом 70.3 ст. 70 НКУ определено, что к информационной базе Государственного реестра включаются такие данные о физических лицах:
- источники получения доходов;
- объекты налогообложения;
- сумма начисленных и/или полученных доходов;
- сумма начисленных и/или выплаченных налогов;
- информация о налоговой скидке и налоговые льготы налогоплательщика;
- уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре на основании данных распорядителя такого реестра, предоставленных в порядке информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
Согласно п. 5 разд. VII Порядка обработки персональных данных в базе персональных данных - Государственном реестре физических лиц - налогоплательщиков, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.02.2015 №210, физическое лицо - налогоплательщик имеет право на получение любых сведений о себе, содержащиеся в базе персональных данных Государственного реестра.
Способ сбора, накопления персональных данных, включаемых в Государственный реестр, условия и процедуры внесения изменений в персональные данные определяются Положением о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.09.2017 №822 (далее - положение №822).
Согласно п. 1 разд. Х Положения №822 физическое лицо, зарегистрированное в Государственном реестре или в отдельном реестре Государственного реестра, может получить сведения о себе, имеющиеся в Государственном реестре.
Для получения сведений о себе из Государственного реестра физическое лицо обращается лично или через представителя в контролирующий орган по своему налоговому адресу (месту жительства) или к любому контролирующего органа в случае, если физическое лицо временно находится за пределами населенного пункта проживания, представляет документ, удостоверяющий личность, и заявление на получение сведений из Государственного реестра о суммах / источника выплаченных доходов и удержанных налогов по форме №10ДР (далее - заявление по форме №10ДР). Представитель добавляет к заявлению по форме №10ДР доверенность, заверенную в нотариальном порядке, на получение сведений из Государственного реестра, документ, удостоверяющий личность такого представителя, и ксерокопию (с четким изображением) документа, удостоверяющего личность доверителя.
Оригиналы документов после принятия заявления по форме №10ДР возвращаются, копии остаются в контролирующем органе и хранятся вместе с указанным Заявлением.
Учитывая вышеизложенное, физическое лицо - налогоплательщик может получить сведения из Государственного реестра о суммах начисленных и / или полученных доходов и суммы начисленных и/или выплаченных налогов с 1998 года. До 1998 года действующим на то время законодательством не было предусмотрено представление в государственных налоговых инспекций сведений о начисленных и выплаченных суммах физическим лицам доходов и суммах удержанных с них налогов.
По информации о доходах физических лиц за период до 1998 года, в связи с отсутствием указанных данных в органах ГНС, предлагаем обратиться к налоговому агенту (юридического лица или физического лица - предпринимателя), выплачивал доходы физическим лицам, а при его ликвидации - в государственный архив области (города).
tr.tax.gov.ua
Комментарии к материалу