Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Фискальная дружба: как наладить обмен налоговыми данными с остальным миром

4 способа обеспечить глобальный мониторинг налоговых уклонистов

Лоббизм офшорных юрисдикций теряет позиции. Раньше ведущие экономики готовы были закрывать глаза на то, что крупнейшие корпорации экономят на налогах миллиарды долларов. Однако стабильно высокие дефициты бюджета и не прекращающийся экономический кризис заставляют правительства этих стран менять подходы в отношении налоговой «оптимизации». В начале года свои стратегии борьбы с уклонистами представили США и Великобритания.

Украина, где проблема вывода капитала в оффшоры стоит не менее остро, пытается не выбиваться из мирового тренда. Несколькими неделями ранее Министр финансов Наталия Яресько объявила о скором пересмотре ставок конвенции об избежании двойного налогообложения с Кипром.

Среди других инструментов «деофшоризации», которые есть у правительства – также договора об автоматическом обмене налоговой информацией. О доступных для Украины соглашениях и вызовах в их имплементациии Forbes рассказал юрист ЮФ AGA LawyersАлександр Губин.

Даже доскональные налоговая система и законодательство – не приговор для желающих сэкономить на отчислениях в бюджет. Сделать это для уклонистов не так уж сложно. Зачастую достаточно зарегистрировать компанию-нерезидента в низконалоговой или классической офшорной юрисдикции с последующим открытием банковского счета.

Куда сложнее для налоговых органов потом отследить движение средств резидентов, которые в оффшорах облагаются «благоприятными» или вовсе нулевыми ставками. У фискалов есть два основных источника информации о том, кто из отечественных компаний пользуется услугами «налоговых гаваней»: открытые базы данных собственников фирм и банки.

Первый доступен лишь в ограниченном круге стран, например, на Кипре. В классических же офшорах вроде Республики Белиз эти данные – тайна за семью печатями. В любом случае установить реального выгодополучателя удастся, только если он не пользуется номинальным акционерным сервисом. Иначе налоговые органы смогут продвинуться максимум на одно звено в цепочке собственности.

Информация, которой владеют финансовые учреждения, намного надежнее. Любой банк нынче требует от клиентов раскрытия истинных бенефициаров при открытии счета. За номинального акционера здесь уже не спрячешься, поэтому считается, что в будущем банки будут одним из основных источников данных о собственниках компаний для правительств.

Большие надежды возлагаются на автоматический обмен налоговой информацией (АОНИ) – систематическую и периодическую передачу данных о налогоплательщиках и их доходах странами-источниками в страны резидентства. При таком сотрудничестве налоговые органы смогут своевременно узнавать об уклонениях от уплаты налогов со стороны даже тех компаний, за которыми ранее не водилось признаков нарушений.

При должном желании властей и посильной помощи партнеров в лице ЕС и ОЭСР «настроить» АОНИ в Украине с остальным цивилизованным миром можно в течение нескольких лет. Для этого в распоряжении правительства есть целый ряд инструментов:

Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой области 1988 года, Страсбург. (Протокол с изменениями 2010 года). Это договор разработан совместно Европейским союзом и Организацией экономического сотрудничества и развития. Он устанавливает порядок обмена информацией об уплате всех видов налогов между компетентными органами государств-участников. В нем также предусмотрено проведение налоговых проверок за рубежом, одновременные инспекции и оказание помощи по взысканию.

Для Украины, которая присоединилась к Конвенции в 2004 году, она вступила в силу с 2009-го (последнюю актуальную редакцию наша страна ратифицировала в 2013-м). В перспективе правительство может использовать ее для создания своей сети многосторонних договоров об АОНИ, так как Конвенция требует подписания отдельных соглашений между компетентными органами договаривающихся сторон, которых может быть сразу несколько.

Это действительно глобальный инструмент. После того, как недавно к Конвенции присоединились Филиппины, Монако и Сейшельские острова, насчитывается уже 85 ее участников, среди которых все страны G20. Ожидаются и другие подписанты в ближайшем будущем. Заинтересованность в присоединении, например, выражают Азербайджан, Кения и Маврикий.

Международные договора об избежании двойного налогообложения. Согласно письму Государственной Фискальной Службы, на начало года для Украины действовало 71 такое соглашение. В их числе также договоры СССР с Испанией, Малайзией и Японией, которые не утратили своей силы для независимой Украины, а также Конвенция с Союзным правительством Республики Югославия, оставшаяся актуальной для отношений Киева с Сербией и Черногорией.

На основании таких международных договоров Государственная налоговая служба заключила ряд соглашений со странами СНГ и ЕС. Как и в случае с Конвенцией 1988 года, в них также предусмотрено проведение соответствующих проверок, в том числе выездных. Особого внимания заслуживает договор с Бельгией, в котором есть раздел об АОНИ. И хотя соглашение действует с 2003 года, есть большие сомнения, что стороны когда-либо обменивались налоговой информацией в автоматическом режиме.

Все дело в том, что если договор об избежании двойного налогообложения предусматривает обмен данными, в нем зачастую присутствует и оговорка о нераскрытии торговых, предпринимательских, промышленных, коммерческих и профессиональных тайн. При желании ее можно использовать как предлог для того, чтобы не предоставлять информацию.

Также далеко не все такие договора могут стать базой для внедрения АОНИ – ОЭСР специально проверяет их на соответствие международным стандартам. Им, к примеру, не отвечают соглашения Украины с Сингапуром, Латвией, ОАЭ и Люксембургом – крупными банковскими и финансовыми центрами. В то же время как основа для АОНИ вполне годятся соглашения с Грузией, Македонией и Индонезией. До большинства договоров, перечисленных в письме ГФС, ОЭСР еще попросту не добралась.

АОНИ между Украиной и ЕС. Европейский Союз стал первым регионом, который внедрил АНОНИ как основной инструмент борьбы с налоговыми уклонистами. Впервые эта система заработала в 2005 году на основании Европейской директивы о налогообложении сбережений (EU Savings Tax Directive).

С тех пор члены ЕС начали автоматически обмениваться информацией о доходах, которые жители одних стран Союза получают в других его членах. При этом банки информируют налоговые службы, в том числе о процентах по вкладам, заработанных частными лицами – резидентами ЕС.

В октябре 2014 года Совет министров финансов и экономики стран Евросоюза решил расширить директиву о борьбе с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Вскоре вся финансовая информация о резидентах ЕС должна стать открытой. Ожидается, что налоговые службы Союза начнут обмениваться данными на ежегодной основе с 2017 года (Австрия собирается присоединиться к инициативе годом позже).

В этом вопросе есть свои подводные камни. Если хотя бы одна из стран альянса окажется неготовой технически или выдвинет новые требования, старт обмена в 2017 году может и не состояться. После получения Австрией отсрочки, такое развитие событий стал еще более вероятным.

По всей видимости, серьезно рассматривать перспективу внедрения АОНИ между Украиной и ЕС пока не стоит. Присоединиться к этой системе мы сможем, лишь когда сами станем членом Союза.

Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией в целях налогообложения. Украина – один из 124 участников данной инициативы, и пока это наиболее перспективная для нас платформа для внедрения АОНИ.

В мае 2014 года Декларацию ОЭСР по автоматическому обмену информацией в области налогов одобрили все 34 члена организации и еще 13 государств. Почти все ранние подписанты согласовали конкретный график подготовки к запуску АОНИ в 2017-м, а более 65 юрисдикций публично выразили свою приверженность проекту. Наконец, в октябре 2014 года 51 страна подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об АОНИ (Украины среди подписантов не было).

В июле прошлого года ОЭСР выпустила полную версию Стандарта автоматического обмена финансовой учетной информацией в налоговых вопросах, утвержденного Советом организации. В полной версии документа содержатся рекомендации правительствам и финансовым учреждениям, подробные типовые соглашения, а также стандарты гармонизации технических и информационно-технологических условий обмена данными. Описаны, в частности, требования к безопасности передачи информации.

Согласно Стандарту, раз в год правительства автоматически обмениваются информацией о счетах физических и юридических лиц, трастов и фондов. Речь идет, в том числе, об остатках средств, начислении процентов, дивидендов и выручки.

Следует отметить, что Глобальный Форум ОЭСР оказывает всяческую поддержку всем своим членам на пути к внедрению Стандарта. Например, проводятся специальные тренинги для госслужащих (на которые Украина пока не подписана), а также оценки качества и технической готовности законодательной/регулятивной базы для внедрения АОНИ.

Для Украины эта экспертиза запланирована на вторую половину-конец 2015 года. По ее итогам можно будет более-менее уверенно говорить, успеем ли мы выполнить требования Глобального форума до сентября 2017-го. Именно с этого времени планируются первые обмены налоговой информацией в рамках Многостороннего соглашения.

Источник: http://forbes.ua/opinions/1399639-fis...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы