Больше по теме:
Место составления ТТН: как правильно указать?
Кто составляет ТТН: грузоотправитель или заказчик?
Не подписана расходная накладная, но есть ТТН почтового оператора: достаточно ли?
3 ноября 2025 года начинается прием заявок от компаний-операторов электронного документооборота (ЭДО) на тестирование Системы электронной товарно-транспортной накладной (э-ТТН).
Это необходимо, чтобы операторы могли быть полноценно подключены к Системе и предоставляли услуги бизнеса относительно формирования и использования электронных ТТН.
Уже с декабря бизнес сможет использовать э-ТТН от операторов, которые к тому времени будут подключены к Системе.
Для запуска проекта команда Минразвития разработала дорожную карту реализации и постепенное внедрение э-ТТН.
Техническим администратором Системы э-ТТН определено Государственное предприятие «Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности».
Процедура авторизации операторов ЭДО определена Порядком функционирования Системы э-ТТН. Для оперативного подключения к тестированию системы подготовлен чек-лист для операторов. Это отраслевые и технические требования, которым должен отвечать оператор ЭДО, чтобы пользоваться Системой э-ТТН.
Таким образом, после присоединения операторов в декабре 2025 года ожидается регистрация первых электронных товарно-транспортных накладных в системе э-ТТН.
Параллельно с этим команда Минразвития, Укртрансбезопасности и технического администратора проводят синхронизацию систем, чтобы инспекторы Укртрансбезопасности уже в декабре могли полноценно проверять электронные ТТН без необходимости иметь на борту грузовика бумажные версии ТТН. То есть речь идет о том, что электронная ТТН будет иметь такую же силу как бумажная. Таким образом, не потребуется дублировать версии, а можно будет использовать одну ТТН.
Также к маю 2026 года планируется обеспечить возможность использования актов корректировки ТТН в Системе и завершить основную часть модернизации Системы э-ТТН.
Работу по использованию специальных форм э-ТТН планируется завершить к концу 2026 года.
Результатом модернизации Системы э-ТТН должна стать возможность обрабатывать не менее 1 миллиона транзакций в сутки, а также возможность масштабирования Системы по запросу бизнеса.
Параллельно с этим Минразвития совместно с бизнесом и народными депутатами планирует урегулировать обязательное использование электронных ТТН на законодательном уровне. Предварительно до конца 2026 года планируется определить сроки внедрения обязательности э-ТТН для перевозок, а также возможности для переходного периода.
Введение Системы э-ТТН позволит решить ряд проблем как для бизнеса, так и для государства. В частности, для компаний, вынужденно использующих бумажные версии ТТН, – это экономия ресурсов, снижение стоимости документооборота и ускорение расчетных операций между сторонами. Для государства э-ТТН – это прозрачность в перевозках. Благодаря единой цифровой системе у государства будут механизмы предупреждения нелегальных перевозок, перегрузки дорог и избежания уплаты налогов.
Минразвития