Должен ли предприниматель вести табель учета рабочего времени?
24.10.2017 719 0 0
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 №108/95-ВР заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.
Во-первых, чтобы правильно определить размер заработной платы, нужно вести учет выполненной работы. В частности, если сумма заработной платы зависит от количества отработанного времени, без такого учета нельзя будет правильно начислить заработную плату.
Во-вторых, следует вести учет рабочего времени, фактически тратится работниками на выполнение работы. Наемные работники могут отсутствовать на рабочем месте по болезни, быть в отпуске (оплачиваемой или неоплачиваемой), отсутствовать из-за прогулов и т.д. С другой стороны, они могут работать сверхурочно, в ночное время, в выходные и праздничные дни и тому подобное. Все это нужно фиксировать в первичном документе, на основании которого ведется учет рабочего времени и контроль соблюдения его месячной нормы, а также оплата фактически отработанного времени и доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время и в праздничные и выходные дни.
В-третьих, если работник работает на условиях неполного рабочего времени, то это тоже может быть подтверждено только табелю учета рабочего времени. Это очень важно для решения вопроса, нужно доначислить такому работнику заработную плату до уровня минимальной зарплаты или нужно проводить начисления ЕСВ с зарплаты такого работника на уровне минимального взноса из величины минимальной заработной платы или нет.
На данный момент действует типичная форма табеля № П-5 "Табель учета использования рабочего времени", утвержденная Приказом Госкомстата от 5 декабря 2008 №489. Эта форма носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для ведения учета рабочего времени и начисления заработной платы. При необходимости форма может быть дополнена другими показателями, необходимыми для учета у работодателя. Следовательно, работодатель-ФЛП может максимально упростить типовую форму табеля, оставив в ней только необходимые ему показатели, но такой документ обязательно должен состоять любым работодателем независимо от организационной формы.
Форма табеля учета использования рабочего времени имеет рекомендательный характер. Работодатель-ФЛП может максимально ее упростить, оставив только необходимые ему показатели, но такой документ обязательно должен состоять любым работодателем, независимо от организационной формы.
Поскольку табель учета рабочего времени выполняет несколько важных функций - он является основанием для начисления заработной платы, надбавок, доплат и т.д., подтверждает соблюдение или превышение нормы рабочего времени, подтверждающего работу работников на условиях неполного рабочего времени, - то он будет объектом внимания для:
налоговиков в части правильности начисления ЕСВ на зарплату работающих неполное рабочее время или получает зарплату в размере меньше минимальной;
инспекторов по труду - в части соблюдения трудового законодательства в отношении рабочего времени работников и правильности его оплаты.
Также табель подтверждает факт начала работы вновь принятых работников и дает возможность проверить правильность представления работодателем Сообщение о принятии работника на работу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 17.06.2015 года №413 «О порядке сообщения Государственной фискальной службе и ее территориальным органам о принятии работника на работу ».
Что касается штрафных санкций: за неведение табеля учета рабочего времени, то собственно таких санкций именно за этот поступок не предусмотрено. Но, наличие табеля может предупредить множество вопросов контролирующих органов, поможет предпринимателю доказать правильность своих действий или расчетов. Поэтому наличие табеля может предупредить возможные штрафные санкции за нарушение трудового законодательства.
Источник: http://kr.dsp.gov.ua/index.php/2837-k...
Комментарии к материалу