Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Должен ли ФЛП при проведении проверок предоставлять выписки со своих счетов, открытых для собственных нужд

Разъяснение

09.10.2024 46 0 0

Должен ли ФЛП при проведении документальных проверок (в т. ч. в связи с прекращением деятельности) предоставлять выписки со своих счетов, открытых для собственных нужд?

В соответствии с абзацем первым п. 10 разд. І Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов пользователям предоставляителями платежных услуг по обслуживанию счетов, утвержденной постановлением Правления НБУ от 29.07.2022 № 162 (далее – Инструкция № 162), физическое лицо открывает отдельные счета для осуществления предпринимательской, независимой профессиональной деятельности и для собственных нужд.

Подпунктом 1 п. 28 разд. И Инструкции № 162 определено, что предоставитель платежных услуг обязан, в частности, отправить уведомление в соответствующий контролирующий орган об открытии или закрытии счета пользователя-налогоплательщика и проводить расходные операции по счету такого пользователя в порядке, определенном ст. 69 Налогового кодекса (далее – НК).

Лицо, открывающее счет физическому лицу (собственник счета/представитель собственника счета/лицо, открывающее счет в пользу третьего лица), обязано в письменном виде уведомить предоставителя платежных услуг о наличии или отсутствии у собственника счета статуса предпринимателя или лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность.

Согласно абзацу третьему п. 24 разд. І Инструкции № 162 запрещается использовать текущие, платежные счета физических лиц, которые открываются для собственных нужд, для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской и независимой профессиональной деятельностью. По текущим, платежным счетам в национальной валюте физических лиц – резидентов осуществляются платежные операции в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Украины, которые не связаны с осуществлением предпринимательской и независимой профессиональной деятельности.

В соответствии с абзацами первым – вторым п. 44.1 НК для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, прочих документов, информации, связанной с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 НК.

Контролирующие органы имеют право, в частности, запрашивать и изучать при проведении проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, исполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложены на контролирующие органы (пп. 20.1.6 НК).

Абзацем первым п. 85.2 НК установлено, что налогоплательщик обязан предоставить должностным (должностным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, которые принадлежат или связаны с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Согласно абзацу первому п. 62 разд. IV Положения об организации бухгалтерского учета, бухгалтерского контроля при осуществлении операционной деятельности в банках Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.07.2018 № 75 (далее – Положение № 75), выписки с клиентских счетов являются подтверждением выполненных за операционный день операций и предназначаются для выдачи или отправки клиенту.

При этом согласно п. 63 разд. IV Положения № 75 выписка с клиентского счета может служить первичным документом, подтверждающим факт списания/зачисления средств с/на этого/этот счета/счет клиента, если она содержит следующие реквизиты:

  • название документа (формы);
  • дату составления;
  • наименование клиента/банка, фамилия, собственное имя и отчество (при наличии) физического лица;
  • содержание и объем операции (основания для ее осуществления) и единицу ее измерения по каждой операции, отраженной в выписке со счета клиента;
  • личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в составлении выписки со счета клиента/печать банка.

Подпунктом 6 п. 3 разд. I Порядка № 75 определено, что клиентские счета – счета, по которым учитываются денежные средства, распорядителем которых являются клиенты банка. К клиентским счетам относятся корреспондентские, текущие, вкладные (депозитные) счета, счета условного хранения (эскроу), расчетные счета.

Следовательно, поскольку выписки со счетов являются первичными документами, то при проведении документальной проверки (в т. ч. в связи с прекращением деятельности) физическое лицо – предприниматель обязано предоставить должностным (служебным) лицам контролирующего органа в полном объеме все документы, принадлежащих или связанных с предметом проверки, в том числе выписки со своих счетов, открытых как для осуществления предпринимательской деятельности, так и для собственных нужд.

ОИР, категория 130.06


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы