Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Дистанционная работа: в чем ее особенности

08.10.2021

Чтобы продолжать бизнес в условиях пандемии, работодатели переводят работников на отдаленные формы работы: дистанционное или надомную. Узнайте, чем эти формы отличаются между собой и как правильно оформить дистанционного работника.

Чем удаленная работа отличается от надомной?

С 27 февраля 2021 года в Украине введено две самостоятельные формы организации труда: дистанционную и надомную.

Удаленные сотрудники работают в любом месте по своему выбору. В то же время должны быть на связи с работодателем с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Надомный работник работает по месту жительства или в других определенных им местах вне помещений работодателя. Для такой работы характерна закреплена рабочая зона или технические средства, например инструменты, принадлежности для производства продукции, оказания услуг или иной работы. Надомный работник «привязан» к указанной в трудовом договоре адреса и может изменить ее только с разрешения работодателя.

Режим работы - еще одно отличие. Надомный работник обычно придерживается общего режима работы предприятия. Тогда как на дистанционного правила внутреннего трудового распорядка не распространяются. Он/она распределяет рабочее время по своему усмотрению - может работать хоть рано утром, хоть поздно вечером.

По обеих форм удаленной работы действуют нормы продолжительности рабочего времени:

  • нормальная продолжительность - до 40 часов в неделю;
  • сокращенное (для определенных категорий работников) - до 24 или 36 часов в неделю.

Дистанционном работнику гарантируется период свободного времени для отдыха и питания -период отключения. В это время работник может не отвечать на сообщения или телефонные звонки работодателя.

Дистанционников самостоятельно отвечает за соблюдение безопасных и безвредных условий труда на рабочем месте. Однако вы проводить инструктаж (дистанционно или очно) по безопасному использованию оборудования и средств, рекомендованных или предоставленных вами.

Какая работа может выполняться дистанционно?

Законодательство не определяет перечень работ, которые могут выполняться дистанционно. Работодатель самостоятельно решает, может ли работа выполняться за пределами предприятия.

Например, если это продажа товаров в магазине или производство на заводе - работники могут работать исключительно на территории предприятия.

Однако если это административная работа, которую вполне допустимо выполнить вне помещений работодателя, вы можете перевести работника на дистанционку.

Кроме этого, по возможности и наличии ресурсов закон позволяет переводить на дистанционную работу:

  • беременных женщин;
  • работников, имеющих ребенка в возрасте до трех лет или ухаживают за ребенком до шести лет (по медицинским показаниям);
  • работников, имеющих двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью;
  • родителей или опекунов ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы;
  • работников, в отношении которых на рабочем месте были совершены действия с признаками дискриминации - временно на два месяца.

Как оформить дистанционного работника?

Вновь работники могут работать дистанционно после заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме.

Если вы вводите временный дистанционный режим работы для работников, уже работающих, например на время эпидемии / пандемии, закон позволяет сделать это с помощью приказа (распоряжения).

Также это исключение распространяется на время:

  • самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством;
  • угрозы вооруженной агрессии;
  • чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера.

Вы ознакомить работника с приказом в течение двух дней со дня принятия, но до введения дистанционной работы.

Помните! Перевести работника на дистанционную работу можно только с его согласия. Перевод по вашей инициативе считаться изменением существенных условий работы, о чем работников необходимо предупреждать за два месяца.

Что надо указывать в договоре о дистанционной работе?

С 16 июля 2021 года действует типовая форма трудового договора для дистанционной работы. В частности следует определить в договоре:

  • наименование работы, профессии или должности работника;
  • трудовые функции;
  • сроки действия договора;
  • условия оплаты труда;
  • продолжительность рабочего времени и отдыха;
  • порядок и сроки обеспечения оборудованием, программно-техническими и другими средствами и / или размер, порядок и сроки выплаты работникам компенсации за использование принадлежащих им или арендованных ими средств и других возмещений расходов;
  • порядок и сроки представления отчетов о проделанной работе;
  • способы коммуникации между работником и работодателем и тому подобное.

Как оплачивать дистанционную работу?

Если вы не договорились с работником о другом, удаленная работа предусматривает оплату труда в полном объеме не реже двух раз в месяц.

Кто обустраивает «домашний офис» для дистанционной работы?

Работодатель должен обеспечить дистанционного работника оборудованием и средствами для выполнения профессиональных обязанностей. Непременно безопасными и в надлежащем состоянии. Также вы организуете установку и обслуживание средств и оплачиваете расходы. Работник материально отвечает за их недостачу или повреждение.

Если подчиненный использует собственные средства для нужд предприятия, стоит договориться с ним о размере и порядке возмещения их износ (амортизацию), расходов на использование (электроэнергия, интернет, замена расходных материалов).

Отличаются ли права дистанционного работника от тех, кто работает в помещениях работодателя?

Нет, работники на дистанционной работе имеют те же трудовые права - с учетом специфики дистанционной работы, указанной в трудовом договоре. Как и остальные наемных работников, они могут идти в ежегодный отпуск, открывать больничный и тому подобное.

Как оформить возврат дистанционных работников в помещения работодателя?

Если вы ввели дистанционную работу приказом на время карантина, после его завершения (или при необходимости раньше) работники могут восстановить обычный режим работы.

Для этого работники должны написать заявление, а вы - издать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и восстановления обычного режима работы, отметив:

  • причину изменения режима работы: окончание карантина, отмены ограничительных мер, возобновление работы транспорта и тому подобное;
  • дату прекращения дистанционной работы;
  • дату выхода работников на работу;
  • перечень работников с указанием их должностей;
  • порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.

Работники, которые решили и дальше работать удаленно, должны написать об этом заявление. На ее основании вы выдаете приказ (распоряжение) и знакомит с ним работников.

lviv.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Обзор судебной практики КХС Верховного Суда за август 2025 года
В обзоре представлен ряд правовых позиций в отдельных категориях споров, относящихся к хозяйственной юрисдикции. Больше по теме: Ликвидация в связи с банкротством: правовые аспекты Предлагаем вниманию обзор актуальной судебной практики КХС Верховного Суда за август 2025 года. В обзоре представлен р...
08.10.2025
Каковы отличия между наследственным договором, завещанием и договором дарения
Завещание, наследственный договор или договор дарения требуют нотариального удостоверения, но отличаются прежде всего моментом перехода права собственности, условиями его приобретения и возможностью обжалования в суде. Подробнее рассмотрим ниже. Больше по теме: Умер предприниматель: что делать рабо...
08.10.2025
Чрезмерно выплаченный доход при увольнении работника: как отразить возврат в приложении 4ДФ
Если в результате проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоплаты, превышающая сумму налогооблагаемого дохода налогоплательщика за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается в со...
Лучшие материалы